В Московском государственном текстильном университете им. А.Н. Косыгина состоялся конкурс «Православная культура в современной моде». На подиуме наблюдалось неожиданное разнообразие: дефилировали не ожидаемые пассажирки метро (молитвослов, юбки в пол, глухо завязанные платки), а девушки в платьях и костюмах с говорящими названиями «Дикая орхидея» или «Валькирия».
Можно представить, какой фурор произвели бы некоторые модели в храме: голая спина одной конкурировала с шортиками выше середины бедра у другой, а прозрачность некоторых блуз сообщала о цвете белья их обладательниц.
В основном же, как и полагается высокой моде, наряды были просто непрактичны: юбки, которые приходится придерживать, или шляпы, пригодные разве что для маскарада. Предсказуемого при обращении к православной тематике узорочья тоже хватало: ленты, вышивки, кокошники для Снегурочки, бисер и блестки.
Вопрос о православном дресс-коде (равно как и о православной моде) взволновал прихожан РПЦ и многих россиян с легкой руки протоиерея Всеволода Чаплина. Когда-то он заявил, что привлекательно и сексуально одетые женщины провоцируют насильников. А в МГТУ он же сказал, что в обществе, что бы ни говорили враги нравственности, живо стремление к чистоте и святости.
Правда, отец Всеволод почти сразу ушел, не видел девушек в венчальных платьях, аксессуаров из коллекции «Сублимация» и головных уборов а-ля бараньи рога. Но успел рассказать «Известиям» о своем видении православной моды:
— И тренд такой будет! Рано или поздно как православная, так и просто приличная одежда в России пробьет себе дорогу и победит все эти голые пупки. У мусульман пока лучше получается — это хороший пример для православных. Нам не нужно надевать хиджабы, но очевидно, что для России ненормально, когда люди ходят по улицам полуодетыми.
Голых пупков на показе не заметили, тем не менее модельер, председатель жюри конкурса Вячеслав Зайцев остался недоволен:
— Я возмущен! Были хорошие коллекции, которые не имеют никакого отношения к теме. Столько безобразия — за исключением, конечно, фольклорных мотивов. Никто не сделал элементарного черного платья с белым воротничком, платья в горошек, все время жуткие навороты.
Вячеслав Зайцев пояснил, что ожидал от показа православной одежды «духовного прочтения» темы:
— Это не обязательно должны быть модные вещи — обычную одежду можно сделать культурной, интеллигентной и очень опрятной.
По мнению модельера, православную девушку должно быть видно издалека — «чистый образ, свободный от бессмысленных наворотов и объемов». Достаточно обычного платья-рубахи с красивым платком. Иными словами, Вячеслав Михайлович предложил вернуться к тому, с чего начинал свою карьеру первого российского модельера.
Кстати, магазин одежды, предназначенный для православных, в Москве открыт уже пятый год. Отзывы разные, но спрос есть. Дело за предложением.