December 26, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2
pikasso hohlova
Хохлова — не первая женщина в истории, оставшаяся в тени своего мужа. Более того, годы спустя после свадьбы художник приложил немало усилий, чтобы дискредитировать супругу. Сетевое издание Time Out решило восстановить справедливость и рассказать непростую историю Ольги Хохловой.

Начало

Ольга Хохлова родилась в 1891 году в городе Нежине Российской империи (ныне Черниговская область Украины) в семье полковника Степана Хохлова. Балериной по театральным меркам Хохлова стала довольно поздно, почти в 20 лет. В 1910 году ее отец получил новую должность в одной из имперских провинций и увез всю семью с собой. Ольга же осталась в Петербурге и, вдохновившись сестрой одной из своих подруг, поступила в Императорскую школу балета. Несмотря на позднее начало карьеры, Хохлова удачно прошла прослушивание в труппу «Русских балетов» Сергея Дягилева и уже в 1911-м покинула Россию. Впоследствии она вернется на Родину лишь один раз — с непродолжительным визитом в 1915-м — а после революции на долгие годы потеряет контакт с семьей.

Знакомство с Пикассо

1917-й стал судьбоносным не только для России, но и для Ольги Хохловой. В этом году она танцевала в балете «Парад», на одной из репетиций которого и повстречала Пикассо. Испанец помогал труппе в работе над декорациями по эскизам Льва Бакста. Уже в следующем году Хохлова и Пикассо поженятся. По одной из версий, не особо склонного к матримониальным обязательствам испанца к женитьбе склонил Дягилев, заявивший, что только так можно заполучить русскую женщину. Другие исследователи приписывают те же соображения Жану Кокто, также работавшему над «Парадом».

Счастливые годы

Изначально свадьбу планировали справить в мае 1918-го, но из-за балетной травмы ноги Хохловой ее перенесли на 9 июля. Гражданскую церемонию провели в мэрии Парижа, а церковную  — в православном соборе Александра Невского. Свидетелями со стороны Пикассо были Гийом Аполлинер и Макс Жакоб, а со стороны Ольги — Жан Кокто.

Вернувшись в Париж, чета Пикассо въехала в новую квартиру, убранство которой почти полностью легло на плечи Ольги. Верная дореволюционным русским представлениям о респектабельном быте, Хохлова наняла служанку, повара, дворецкого и даже шофера, хотя почти все друзья Пикассо водили автомобили самостоятельно. Современники вспоминают ее идеальной хозяйкой, не мирившейся (по словам фотографа Брассайя) «ни с малейшим беспорядком».

17-летняя любовница и семейный разлад

Счастливым брак семейства Пикассо оставался недолго. Мирно чета прожила до начала 1920-х годов (в 1921-м у них родился сын Пауло). Постепенно богемная натура художника и аристократические повадки его жены начинают все более контрастировать друг с другом. Пикассо постепенно отдаляется от супруги. В 1923-м этажом выше их квартиры испанец оборудует студию — Ольге приходилось просить разрешения, чтобы попасть туда.

Верность жене Пикассо сохранял вплоть до 1927 года, когда на его пути повстречалась 17-летняя Мария-Тереза Вальтер, которую исследователи жизни Пикассо порой называют любовью всей его жизни. Для встреч с любовницей художник сперва снял квартиру в Париже, а в 1930-м купил шато Буажелу: всю неделю хозяйкой поместья была Мария-Тереза, а по выходным ее «сменяла» ничего не подозревавшая Ольга.

Если супруга появлялась в шато неожиданно, любовница Пикассо всегда могла улизнуть оттуда в близлежащий городишко на своем велосипеде. Ольга узнала о романе мужа лишь в 1932 году. И, переборов себя, продолжила жить с ним вплоть до конца 1934 года, когда Мария-Тереза забеременела.

Когда речь зашла о разводе, Хохлова выяснила, что имеет право на половину всего имущества Пикассо, и даже провела инвентаризацию, что привело художника в бешенство. В 1935 году супруги разошлись, но развода Хохлова так и не получила. Зато, по иронии судьбы, в пожизненное пользование ей достался Буажелу, любовное гнездышко Пикассо и Вальтер.

Хохлова в работах Пикассо

Появление Хохловой в жизни художника совпало с отходом от кубизма в сторону неореалистической эстетики. По одной из версий, далекая от современных течений в искусстве балерина не позволяла мужу писать себя в кубистской манере.

Перемены в отношении к жене видны невооруженным глазом в творчестве Пикассо. Первые портреты Ольги изображают изящную северную красавицу, так сказать, «трофейную» жену, предмет безусловного восхищения. С середины 1920-х ее изображения приобретают холодные, отстраненные черты. А на полотне 1929 года «Большая обнаженная в кресле» Ольга предстает болезненно деформированным монстром.

polomo pikasso_hohlova
По неоднозначной версии испанского исследователя Хосе Мария Хуарранса, знаменитая «Герника», воплощение страдания и боли, посвящена вовсе не бомбардировке баскской деревушки, как принято считать, а неурядицам в личной жизни Пикассо. В том числе, его отношениям с Хохловой.

Последние годы

Даже после скандального расставания Хохлова не перестала испытывать чувства к Пикассо. По воспоминаниям современников, в надежде на встречу с ним она частенько выбиралась из Буажелу на парижские вечеринки и курорты, на которых часто бывал Пикассо. На протяжении последних 20 лет своей жизни она не переставала слать мужу письма.

Незадолго до смерти она упрашивала свою знакомую — супругу гончара, с которым работал Пикассо — уговорить испанца встретиться с ней. Но на все ее просьбы супруг отвечал отказом. Ольга Хохлова скончалась от рака в Каннах в феврале 1955 года. Похоронили ее на одном из самых известных французских кладбищ Гран-Жас. Среди прочих, здесь покоятся русские белоармейцы, которые, возможно, сражались в Гражданской войне вместе с ее отцом и братьями. Но по печальной ошибке, могила Хохловой находится не на русской, а на английской части кладбища.


Сергей Морозов
517_A_13
Rate this item
(1 Vote)
Last modified on Sunday, 08 September 2019 20:42
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Add comment

Submit
0
Shares