
Российских актеров и музыкантов все чаще приглашают работать в зарубежные проекты по всему миру. Что надо сделать, чтобы туда попасть, и каково работать на одной площадке с именитыми звездами?
Евгения Кузьмина, актриса
– Когда я училась в московской школе, к нам в класс пришли люди в поисках героев для новых выпусков «Ералаша». Меня утвердили. А после благодаря этой маленькой роли я попалась на глаза Вячеславу Зайцеву и получила приглашение в модельное агентство. В начале 2000-х в России этот бизнес был не слишком развит, поэтому, когда в 15 лет представилась возможность уехать поработать в Париж, за нее ухватилась, чтобы помогать своей семье финансово, а позже перебралась в Нью-Йорк. Меня всегда привлекало кино, но не собиралась становиться частью этого мира. Однако все изменилось, когда директор из модельного агентства познакомила меня с будущим мужем (Билл Блок — глава кинокомпании Miramax и продюсер). Моделям в принципе сложно знакомиться, потому что ты все время летаешь туда-сюда и поддерживаешь отношения исключительно с людьми внутри своей сферы. Я тогда не думала о семье, замужестве, но так получилось, что мы с Биллом совпали. К тому же его папа — дизайнер, поэтому он многое знает о моде. Мне же было интересно слушать его истории о кино.
В Америку приезжает множество людей в надежде попасть в шоу-бизнес, здесь очень большая конкуренция, думаю, что в России она все-таки меньше и реализоваться на родине проще. К нашим актерам непростое отношение. Голливуд еще немного старомоден, на русских смотрят с политической точки зрения.
Для меня поначалу было странным, почему, раз я русская, то буду шпионкой либо преступницей? Хотелось более романтичных ролей, но, увы, существует это клише. Вот в «Джентльменах» Гая Ричи играю жену российского гангстера, которая постоянно жалуется на свою жизнь. Можно сказать, что в эту картину напросилась сама. Гай Ричи — один из тех режиссеров, с которыми мечтала поработать. Когда узнала, что он снимает новый фильм про гангстеров, причем в нем присутствует и русская линия, написала ему письмо. Гай Ричи — гений, но он специфический режиссер и особо с актерами не общается. Предпочитает сидеть отдельно, наблюдать за процессом с мониторов. Если что-то идет не так, передаст тебе свои пожелания через ассистентов.
С русскоязычными актерами пока толком не удалось поработать, разве что с Милой Кунис в фильме «Очень плохие мамочки». Она в принципе неплохо знает язык, мы перекинулась парой фраз. Мне бы хотелось сняться с ней еще раз и с Миллой Йовович, она тоже говорит по-русски. Но все-таки актрисы, выросшие здесь, - другие, у них американский менталитет.
Соня Белоусова, композитор
– Меня всегда завораживал мир кино и музыки к фильмам. Поэтому переезд в США, центр мировой киноиндустрии, стал логичным развитием карьеры, — признается Соня. Музыкой я занимаюсь с детства. В 5 лет родители привели меня за ручку в музыкальную школу, в 8 я уже выступала на сцене филармонии в Петербурге, а в 13 получила премию Министерства культуры. В 15 лет переехала в Москву, поступив в музыкальное училище имени Гнесиных.
Мир кино я обожала с ранних лет, знала практически все фильмы, актеров, саундтреки. Однажды поняла, что этим и хочу заниматься, хочу объединить свою любовь к музыке и кино. В России на тот момент образования в этой области не было. Зато лучшую программу по обучению композиторов киноиндустрии предлагал музыкальный колледж Беркли в Бостоне. Потом я отучилась в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и решила, что здесь и останусь. Лос-Анджелес — это центр киноиндустрии, да и моя профессия тут очень востребована.
Конечно, выпускнику университета предложения о работе сами по себе не поступают. Но я постепенно нарабатывала контакты и связи в киноиндустрии, связывалась с режиссерами, продюсерами, сценаристами, старалась максимально использовать каждую возможность, чтобы заявить о себе. Отчаяние — не мой вариант. Один из первых проектов — Player Piano создавала с основателем компании Marvel Стэном Ли. Я писала виртуозные фортепианные соло, на которые мы потом снимали клипы. У наших видео были миллионы просмотров на YouTube. Прошлый год получился насыщенным и разноплановым. Например, музыка к «Романовым» — это классическая оркестровая работа. Создатель сериала и обладатель премий «Эмми» Мэттью Вайнер обожает русскую музыку: Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева. Нужно было создать саундтрек, в котором отчетливо прослеживаются русские мотивы. Или, например, второй сезон сериала «Священная ложь», для которого я писала музыку и песни в стиле поп.
Но, конечно, большая часть года ушла на создание более 8 часов музыки, танцев и песен к сериалу «Ведьмак». Продюсеров я знала и раньше, по работе в «Священной лжи». Летом 2018 года мне прислали сценарий. Прочитав его, сразу поняла: хочу участвовать в создании этого удивительного мира. Уже в октябре приступили к работе, написали несколько танцев, песни для Лютика, тематические сюиты для Геральта, Цири, Йеннифер и Нильфгаарда — около 30 минут музыкального материала. Мне нравится писать сюиты на начальном этапе проекта. Это помогает организовать музыку в контексте всего фильма.
Вселенная «Ведьмака» — это огромный мир, населенный людьми, ведьмаками, эльфами, гномами, монстрами. Передать его с помощью одного только фортепиано невозможно. Так что мы с командой заказали огромное количество уникальных инструментов из России, Венгрии, Португалии, Бразилии, Китая, Малайзии. Многие из них создавались в единственном экземпляре специально для нас.
Песню Toss a coin to your witcher для Лютика я написала в ноябре 2018 года. И она сразу же прочно застряла в моей голове. Хороший знак — значит, материал легко запоминается, людям он понравится. Но мы никак не ожидали, что песня взорвет соцсети и возглавит категорию «Саундтреки» мира. Конечно, такое внимание приятно. Мы наслаждались процессом создания музыки к этому проекту от и до, и я очень рада, что нам удалось передать наши эмоции и энтузиазм фанатам.
Михаил Горевой, актер

– Мой путь в Голливуд начался с «невольного» изучения языка: родители отдали в спецшколу с углубленным английским. Потом был театральный институт, где мы постигали французский, который у меня никак не шел.
В 1990-е годы всё — кинопроизводство, кинопрокат, жизнь — рухнуло, а потом потихоньку начало сниматься кино плохого качества. Один из первых фильмов, который мы сделали совместно с американцами, был «Наш пострел везде поспел» с Николаем Караченцовым в главной роли. И у меня там выплыла замечательная «ролька» на английском языке. Это была забавная комедия, даже представленная в Каннах, куда и я съездил.
Затем я отправился в Америку, где болтался три с половиной года, учил язык, засовывая везде свой любопытный нос. Заодно познал местный уклад, что теперь помогает чувствовать себя свободно в англосаксонском социуме, да и не только. Артисту нужно знать, как живут люди, чтобы сконструировать персонаж. Кем я только не работал: официантом, сиделкой у психически неуравновешенного человека, строителем, даже пиццу готовил.
Мы с американцами очень похожи, но совсем разные: мы ходили в разные детские садики, смотрели разные мультики, у нас разное отношение к деньгам, любви, семье. Я никогда не собирался там оставаться. Просто у меня была возможность поехать, и я поехал. И это было правильно. Можно было сидеть и ничего не делать, а я поехал и выучил язык, набил синяков и шишек, которые потом помогли мне жить и работать с самыми матерыми мастерами мирового кинематографа. Затем вернулся в Россию и много работал в кино и театре.
Случилось так, что в 2002 году Пирс Броснан, снимаясь в фильме «Умри, но не сейчас», подвернул ногу во время исполнения трюка, который вообще-то должен был исполнять каскадер. И полетели графики съемок. На мою роль Влада Петрова без проб был утвержден Виктор Сухоруков. Но, поскольку графики сдвинулись, а у него уже были запланированы другие съемки, то стали ему на смену отчаянно искать русского артиста. Это был 20-й фильм и 40-й год бондианы — двойной юбилей, и создателям нужен был не серб, не болгарин, а именно русский. И вот я прошел кастинг наряду с другими нашими большими актерами, и мне досталась роль, с которой начался мой поход в международное кино.
Я благодарен судьбе, которая выкатила мне такой шанс, но я был готов к нему. После «Бонда» сразу снялся в одном сериале в Лондоне. И меня стали потихонечку утверждать на разные роли — в Голливуде, в Германии. Затем я некоторое время не снимался, потому что был одержим своим театром — «Фабрикой театральных событий». Но, когда в 2015 году меня утвердил Стивен Спилберг в историческую драму «Шпионский мост» с Томом Хэнксом, я понял, что надо внимательнее относиться к своей зарубежной карьере.
Меня поразило то, какие они — Спилберг, Хэнкс — внутренне свободны в мировоззрении, сознании, образе и способе жизни. Чем крупнее художник, тем меньше в нем пафоса, капризов и понтов. В День благодарения Спилберг и Хэнкс пригласили абсолютно всю съемочную группу — гримеров, осветителей, всех — в ресторан гостиницы, где самолично отрезали и вручали каждому кусок индейки. Угощали своих коллег по-семейному тепло, устроили нам замечательный праздник. А как искренне они умеют хвалить за работу: мне большой палец вверх показывали! Это настоящая культура — умение радоваться за других, за коллег, за партнеров.
А еще обескураживает их скрупулезность к подготовке. На примерке «Шпионского моста», чтобы выбрать три костюма, я перемерил 33. Скакал из штанов в штаны. И каждый раз меня фотографировали и отправляли снимок режиссеру. В какой-то момент я возбухнул: «Оставьте мастера в покое! Вот ему больше делать нечего, как мои штаны с пиджаками утверждать!» На что мне деликатно, с улыбкой было сказано: «Успокойся, Майкл, снимай штаны и надевай другие».
Английского языка мне хватает и для общения, и для работы. Но процентов десять все-таки провисают. И это особенно раздражает, когда режиссер тебе ставит задачу, а ты чего-то недопонимаешь. В нашей профессии важен не только словарный запас, но и контекст, знание самой жизни.
Одна из последних моих голливудских работ — роль генерала Дурова в «Хантер киллере» 2018 года, где я наконец дослужился до главного злодея. Это уже статус: раньше я был только помощником. О будущих проектах не могу говорить по условиям контракта. Кстати, когда дают сценарий, то на каждом листочке по диагонали написана твоя фамилия, чтобы знать, кто сдал в случае чего.
По количеству ролей в Голливуде среди наших актеров есть и настоящие рекордсмены.
3-е место. Олег Тактаров — 20 картин.
В 1993 году победил в турнире «Белый дракон» по смешанным единоборствам, который проходил в Риге. Там его заметили американские скауты и пригласили поучаствовать в профессиональных боях в США. На следующий год Олег уехал в Америку. В 1996 году он поступил в одну из самых престижных американских актерских театральных академий Playhouse West в Лос-Анджелесе, в которой учился шесть лет, одновременно занимаясь спортивной карьерой и снимаясь в кино. Среди самых известных работ Олега — роль тюремщика в «Самолете президента» (1997 год). Из последних — «Охота на воров» 2018 года.2-е место. Игорь Жижикин — 22 картины.
Во время учебы в Институте физической культуры вместе с Московским цирком уехал в 1989 году на гастроли в Америку. Там познакомился с продюсером, который искал актеров для нового мюзикла и работы в цирк «Дю-Солей», где он был ловитором (воздушным гимнастом, ловящим партнера в момент совместного исполнения трюка). После циркового успеха он исполнял роль Самсона в мюзикле «Юбилей» в Лас-Вегасе и понял, что его привлекает актерская профессия, и окончил Театральную школу штата Невада. Игорю довелось поработать в Голливуде с Джорджем Лукасом, Клинтом Иствудом, Квентином Тарантино, Харрисоном Фордом, Джонни Деппом, Анджелиной Джоли и многими другими легендами. Одной из самых известных его голливудских работ можно назвать роль полковника Довченко в блокбастере Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (2008 год). В 2018 году он снялся в боевике «Хантер Киллер».1-е место. Ингеборга Дапкунайте — 27 картин.
Актриса работала на одной площадке с такими признанными голливудскими красавцами, как Брэд Питт («Семь лет в Тибете»), Том Круз («Миссия невыполнима»), Гаспар Ульель («Ганнибал: Восхождение»). Последней голливудской работой актрисы стала роль в боевике «Красный воробей» с Дженнифер Лоуренс. Дапкунайте сыграла балетного режиссера.531-С-10-11