November 07, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2
Kazimir Malevich_Black_Square
В истории мирового искусства встречаются иногда своеобразные вехи, обозначающие поворотные моменты общего движения. В этом смысле изрядно повезло такому художнику, как Казимир Малевич, "Черный квадрат" которого стал именно таким знаковым произведением. По целому ряду исторических и эстетических обстоятельств это странное произведение находится в центре общественного внимания на протяжении почти что целого столетия. Это любопытно ещё и потому, что провокационное значение и содержание вложили в эту работу скорее её комментаторы, чем сам Малевич.

"Черный квадрат" стал символической красной тряпкой в руках тореадора. Но дразнит он не быка на корриде. Он раздражает сознание и эстетические чувства нескольких поколений критиков и обычных обывателей. Особо тяжёлое эстетическое оскорбление они чувствуют, когда смотрят на цифру, которой эксперты ведущих аукционных домов мира обозначают примерную стоимость этого произведения искусства.

"Черный квадрат" Малевича: история  создания

Петроградский художник Казимир Северинович Малевич является автором отнюдь не единственной картины, ставшей впоследствии столь знаменитой. Его без преувеличения можно назвать основоположником целого направления в русской живописи двадцатого века. Направление получило название "супрематизм", это было совершенно логичной стадией развития такой ведущей тенденции в авангарде, как кубизм. Своеобразную точку в этих формалистических поисках поставил именно Казимир Малевич. "Черный квадрат" для многих означал предельный тупик, дальше которого двигаться невозможно, да и просто некуда. По меткому и несколько ядовитому определению одного художественного критика, это стало "самоубийством живописи как искусства". Но сам автор ничего подобного даже и не подразумевал. И над своей знаменитой картиной работал не несколько минут, как можно было бы предположить, а несколько долгих месяцев 1915 года.

По одной из версий, живописец намеревался сказать и сделать нечто совершенно другое. Но получилось то, что получилось. И успех картина имела хоть и своеобразный, но с течением времени всё нарастающий. Его можно назвать просто фееричным. Всему миру известен сегодня художник Малевич. "Черный квадрат" внесён во все каталоги, учебники и теоретические монографии о русском и мировом модернизме.

Чем знаменит "Черный квадрат" Малевича? Очень многим не даёт покоя этот вопрос. Только ли своей нелепостью? Только ли запредельной ценой? Отнюдь нет. Многие находят в этом произведении глубочайшие философские и религиозные смыслы.

Но большую часть простой публики "Черный квадрат" только бесит: "Дайте мне хоть часть от его цены... Я куплю большую кисточку, ведро жидкого гудрона и нарисую много черных квадратов..."
А лично вам подобная идея никогда не приходила в голову?

Автор о своем произведении

Малевич говорил, что в 1913 году, в отчаянной попытке освободить искусство от балласта объективности, он укрылся в квадратной форме и показал картину, которая состояла только из черного квадрата на белом холсте. Критики и публика только вздохнули, ведь все, что они любили, утрачивается, они чувствовали себя в пустыне... Перед ними был только черный квадрат на белом фоне!

Малевич сокрушался, что квадрат оказался непонятным и опасным для критиков и публики... Но он этого ожидал: контуры объективного мира исчезали все больше и больше, и так далее, шаг за шагом, пока, наконец, мир и все, что любили и чем жили, потерялось из виду.

Но пустыня наполнена духом необъективного ощущения, которое пронизывает все. Блаженное чувство освобождения необъективности привлекло художника обратно в пустыню, где нет ничего реального, кроме чувства... Так чувство стало главным в его жизни.

Черный квадрат - это чувство

Это не просто пустой квадрат, это, по мнению автора, скорее чувство необъективности. Супрематизм является переоткрытием чистого искусства, которое с течением времени стало заметным из-за накопления вещей. Но природа и смысл художественного творчества продолжают быть неправильно понятыми, потому что чувство, в конце концов, всегда и везде является единственным источником всякого творения. Эмоции, которые зажигаются в человеке сильнее, чем сам человек.

Революционный символ и динамический супрематизм

Так что же такое супрематизм? Понятие, созданное Малевичем, в первую очередь отражает превосходство цвета в живописи. Художник взял геометрические фигуры, ограниченную палитру и создал особый акцент на окрашенных формах, существующих на холсте в чистом виде, без сцен, пейзажей и людей.
Картина "Черный квадрат" Малевича не является первой в новом движении, здесь был выбран совершенно другой вид объекта, нежели раньше. Несмотря на уверения автора в том, что это была первая супрематическая картина, так называемый чистый ноль, чистое начало, современная наука и рентгеновские лучи могут пролить свет на эту темную историю.

История картины "Черный квадрат"

Это было в середине Первой мировой войны, после революции 1905 года, во время продолжающихся беспорядков. Всего несколько лет спустя после написания картины, в 1917 году, вспыхнет большевистское восстание и Великая Октябрьская революция.

Трудно представить художественную революцию Малевича отдельно от социальной революции, которая происходила в то время в обществе. Художник не собирался изображать какую-то конкретную и реальную вещь - это был знак Новой эпохи.

В своей дальнейшей деятельности художник не раз возвращался к фигуративной живописи, многие свои работы он подписывал небольшим черным квадратом. На его похоронах скорбящие держали в руках флаги, украшенные этим символом. Один из флагов был закреплен в супрематическом стиле на гробе покойного. На его памятнике недалеко от утраченного места захоронения изображен черный квадрат. Черный квадрат стал не только визитной карточкой своего создателя, но и иконой искусства ХХ века.

Странная картина

Прошло более столетия с тех пор, когда была написана работа, но люди до сих пор находят ее немного странной. В чем же смысл картины "Черный квадрат"? Некоторые видят в ней окно в ночь или в загробный мир, другие видят просто черную фигуру на белом холсте.

Малевич намеревался навсегда изменить представление о живописи, явить реальность в более интригующем свете, сделать что-то простое и одновременно революционное.

Легендарная работа, которая положила начало беспредметному искусству, была выставлена впервые 7 декабря 1915 года.

Где находится картина "Черный квадрат" сегодня? Их было несколько, первая работа (1913 г.) и третья (1923 г.) хранятся в Третьяковской галерее в Москве, а второй (1923 г.) нашлось место в Русском музее в Петербурге.

Все тайное становится явным

Оказывается, под знаменитым шедевром скрыты два изображения. В ноябре 2015 года стало известно, что не только одна, как считалось ранее, но целых две цветные картины упрятаны под слоем черного квадрата.

Ученые расшифровали надпись, которая, как полагают, была оставлена Казимиром Малевичем. Там были такие слова: "Битва негров в темной пещере."

Удивительно, но факт, картина с таким названием уже была написана французским художником Альфонсом Аллаисом (1854-1905). Вполне вероятно, что Малевич создал свое творение поверх других изображений, но "Черный квадрат" был, скорее, манифестом, нежели живописью, поэтому все, что с ним связано, выглядит как одна большая и темная тайна.

Казимир Малевич: человек, который освободил живопись

Знаменитый художник был рожден на Украине, но имел польское происхождение. В подростковом возрасте он научился рисовать. В 1907 году Казимир переехал на постоянное место жительство в Москву. Изучал реализм, импрессионизм и символизм, постепенно вникая в историю искусства.

Важное значение для его развития имели коллекции произведений искусства с запада. Работы Моне, Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо воодушевляли его в погоне за авангардным стилем, особенно его привлекали кубизм и футуризм. Затем последовал период изоляции, который дала ему Первая мировая война. Именно тогда, отрезанный от внешних раздражителей, он смог сделать большой шаг, который вылился в появление нового направления - супрематизма.

Новое понимание эмпирической реальности

Его собственные сочинения имеют сложную теоретическую базу, потому он с такой легкостью использует смелый абстрактный язык.

Творчество художника часто связывали с мистикой из-за его литературных интересов. Его книги часто носили философский характер. Он был очарован идеями о четвертом измерении. Однако на его восприятие искусства решающее влияние оказали воззрения российского формалиста Романа Якобсона и поэтические новации Крученых и Хлебникова. Он поделился с этими поэтами своим желанием взорвать обычную логику для того, чтобы прийти к новому пониманию эмпирической реальности.

Он был обязан также и своим коллегам - художникам Наталье Гончаровой и Михаилу Ларионову, которые разожгли в нем страсть к народному искусству и привили интерес к силе икон. Как художник, учитель и революционер, Малевич стремился опрокинуть века живописи, уходящие своими корнями в ренессансные идеалы. Это искусство, как он заявил, было просто эстетическим, в отличии от супрематизма. Утверждается, что автор черного квадрата пошел дальше, чем Пикассо или Матисс.

Казимир Малевич был основателем художественной и философской школы супрематизма. Его идеи о формах и смысле в искусстве представляют собой теоретические основы беспредметного или абстрактного искусства. Малевич работал в различных стилях, но его наиболее важные и известные работы сосредоточены на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники и круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве.

"Черный квадрат" - икона русского авангарда

Супрематизм был одним из самых влиятельных направлений в абстрактном искусстве ХХ века. Для него были характерны простые геометрические формы: прямая линия, прямоугольник, круг, квадрат на светлом фоне означали бесконечность пространства.

Идеи супрематизма успешно были воплощены в архитектуре, сценографии, графике и промышленном дизайне. В отличие от многих других "...измов", названия для которых были изобретены постфактум искусствоведами, супрематизм обязан своим рождением одному человеку - Казимиру Севериновичу Малевичу.

Супрематизм — это искусство, которое изо всех сил пытается вырваться из естественных форм в направлении геометрической абстракции. Рождение "Черного квадрата" не было актом рационального сознания или результатом тщательно спланированной стратегии. Его появление стало неожиданностью даже для самого художника. Как вспоминает один из его учеников, он не мог ни есть, ни спать целую неделю с тех пор, как написал картину.

Такую простую картину смог бы написать и ребенок, хотя детям не хватило бы терпения, чтобы заполнить большую площадь одним цветом. Эту работу мог выполнить любой чертежник, но рисовальщики не заинтересованы в простых геометрических формах. Аналогичная картина может быть выполнена душевнобольным, но если бы он и сделал это, то маловероятно, что у него был бы малейший шанс попасть на выставку и оказаться в нужное время и в нужном месте. Именно Малевич стал автором "Черного квадрата", одного из самых знаменитых, таинственных и пугающих произведений искусства в мире.


По теме:

В чем смысл этого загадочного «Черного квадрата» Малевича?



529_D_6-7
Rate this item
(2 votes)
Last modified on Wednesday, 04 March 2020 23:15
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Add comment

Submit

Нас читают

0
Shares