Детство и юность
Родители Ива Кляйна были художниками. Мари Раймон, его мама, увлекалась абстрактным направлением, ташизмом, который представляет собой живопись пятнами. Фридриха Кляйна, отца художника, относят к импрессионистам. Он появился на свет в семье зажиточного плантатора. Когда ему исполнилось 16, его отправили в Роттердам учиться на экономическом, но все сложилось иначе. Он уехал в Париж и стал рисовать.
Фред и Мари были талантливыми, но в искусстве их больше знают как родителей Ива Кляйна.
Свое детство Ив провел в Париже. Лето он проводил недалеко от Ниццы у тети Роуз, которая была для него авторитетом. К искусству она не имела никакого отношения, но была умной и практичной. Ив поступил в Высшую школу мореходства и Высшую школу восточных языков, посещал секцию по дзюдо, в которой подружился с Клодом Паскалем и Арманом Фернандесом. Первый друг в будущем стал композитором, второй – скульптором.
В один прекрасный день они отдыхали на пляже Кань-сюр-Мер. Плавно лился разговор. Они вдруг решили поделить все сущее. Арману досталась земля, Клоду – слова. Ив же смотрел в синеву неба – абсолютную, бездонную, таинственную. Ему казалось, что это его идеальное полотно. Он написал на нем свое имя. Он выбрал небо. Так начался его роман с синим цветом.
Страсть к путешествиям
Самыми страстными увлечениями Ива Кляйна были синий, дзюдо и путешествия. Он мечтал объездить весь мир. Одно время он с Клодом Паскалем мечтал объехать верхом всю Европу. Живя в Ирландии, они даже записались в конный клуб. Но интерес к этой идее у них пропал со временем, и Кляйн отправился в Мадрид, чтобы учить испанский язык. Куда бы ни поехал Ив Кляйн – Италию, Германию, Британию, Испанию – он везде шел в клуб дзюдо. Затем он отправился в Токио и попал в институт Кодокан, мекку дзюдоистов. Здесь он получил пятый дан. Ив Кляйн даже написал книгу «Основы дзюдо», мечтал работать во французской ассоциации дзюдо, но… Стал художником.
Первые эпатажные монохромы
В 1955 году он хотел выставить в парижском салоне Realites Nouvelles оранжевый монохром. Это была прямоугольная панель, которую он равномерно окрасил в оранжевый. Работу отказались принять, сказали внести в нее хоть что-то еще: пятнышко, штрих. Ив Кляйн, конечно же, отказался.
Через два года в Милане он представил публике 11 монохромов. Они были абсолютно одинаковыми, отличались лишь ценой. Одну из них купил Лучо Фонтана, дркгие были позже представлены в Париже и Лондоне. Выставки сопровождались активным обсуждением грани искусства и балагана. Не все оценили работы Ива Кляйна. Но о нем заговорили.
Цветовая моногамия
Сильнее всего Ив Кляйн был увлечен синим цветом. Самым важным в его творчестве стал 1960 год, когда он запатентовал формулу своего особого синего цвета, который называется International Klein Blue.
Синий цвет был у него повсюду. Посетителей зазывали синие афиши. Желающие посмотреть на его синие работы покупали синие билетики, входили в синюю дверь галереи, по синим коридорам попадали в залы, стены которых были выкрашены в синий.
Космогонии
Особое место в творчестве Кляйна занимают работы, которые он подверг воздействию со стороны стихий – огня, ветра, воды. Одну синюю работу он прикрепил к крыше автомобиля и поехал в дождь из Парижа в Кань-сюр-Мер.
Опера Гельзенкирхена и губка
Когда Ива Кляйна пригласили в Германию, чтобы оформить оперу Гельзенкирхена, он как раз увлекся губкой. Неизвестно, знал ли об этом заказчик, или это было сюрпризом, но Кляйн обшил своим увлечением весь главный зал. В рельефы он вложил символическое значение. Губка должна вызывать ассоциации с людьми, которые жадно впитывают в себя искусство. Но куда больше самого Кляйна увлекало то, как жадно губка впитывает в себя его излюбленный синий.
Идеальный материал
В 1985 году Ив Кляйн нашел для себя идеальный материал. Конечно, он не так идеально впитывал синий, как губка, но оказывал на публику неизгладимое впечатление.
Он стал красить в синий обнаженные тела юных красивых девушек. Они были еще и его живыми кистями. Они прижимались к холстам, и в итоге создавались «антропометрии». Он нарушил цепочку «модель – художник – произведение». По сути, его работы создавались без его непосредственного участия.
Нематериальная живописная чувствительность
Художник не всегда работал с синим цветом. Он увлекался и «нематериальной живописной чувствительностью». Так объяснилось публике, что они видят, точнее, не видят в залах на выставке «Пустота» 1958 года. Снаружи все было оформлено внушительно и помпезно, а внутри зала ничего не было. Стены были выкрашены в бело-голубой цвет. Для художника это был цвет космоса. Он создал имитацию пространства, которое никто не видит, но которым все пропитываются. Это было пространство синей чувствительности в рамке стен галереи. Официанты в синем разносили синие коктейли. Мало кто понял, где искать космос.
После этого художник начал продавать пустоту. «Зону нематериальной живописной чувствительности можно было приобрести за золото. Художник в ответ выдавал чек. Чтобы ценность была подлинной, далее нужно было сжечь чек, пустить пепел по ветру, а половину золота выбросить в реку.
«Зону нематериальной чувствительности» купило восемь человек. Среди них был Альбер Камю.
Прыжок в пустоту
Художник был эпатажным, но интересным и оригинальным. Его могли критиковать, но у него не было врагов. Провокации, которые он любил устраивать, были безобидными и забавными.
В 1960 году в Париже художник издал свою газету со снимком «Прыжок в пустоту». Для снимка Ив Кляйн прыгнул из окна на втором этаже. Внизу были друзья, которые держали мат, чтобы художник не разбился. Фото сопровождалось надписью «Художник космоса бросает себя в пустоту!».
В числе тех, кого заинтересовала эта выходка, оказалась съемочная группа фильма «Собачий мир». Его режиссер упросил художника повторить этот прыжок для фильма.
Незабавный эпатаж
В 1962 году Ив Кляйн попал на премьеру этого фильма. И пережил шок. Он столкнулся с несвойственным ему родом эпатажа. Фильм отражал безумие мира. Это была череда безобидных моментов вроде прыжка Кляйна и сцен жестокости, кровопролития, фанатизма, обжорства.
Художник был подавлен и разбит. Вечером того дня он пережил сердечный приступ. Спустя три дня произошел еще один. После третьего приступа Ива Кляйна, которому было всего 34 года, не стало.
Так закончился путь талантливого и неординарного человека, который мог принести миру еще немало веселья своими выходками.
Автор: Svetlana Varkulevich