November 24, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2
ХЕРЛУФ БИДСТРУП ХЕРЛУФ БИДСТРУП Herluf Bidstrup

«Карикатура означает преувеличение, чаще всего она понимается как искажение. Я, однако, никогда не искажал действительность, но часто пользуюсь карикатурой как способом преувеличения. Она должна создать у зрителя такое же сильное впечатление, какое изображенный произвел на рисующего. Острота восприятия рисунка, сделанного черным штрихом на гладком листе белой бумаги, да еще в значительно уменьшенном виде, естественно, слабее впечатления от действительности, значит - потерянное должно быть восполнено другим способом».

10 сентября 1912 года родился ХЕРЛУФ БИДСТРУП (Herluf Bidstrup) - датский художник-карикатурист и общественный деятель, автор свыше 5 тысяч рисунков.

Благодаря его коммунистическим взглядам, Бидструпа хорошо знали и любили в СССР, он считался «прогрессивным художником», потому что в своих карикатурах «обличал язвы и пороки капиталистического общества». Книги с рисунками Бидструпа издавали в СССР огромными тиражами.

С 1945 года работал в газете Компартии Дании «Land og Folk». Много раз посещал СССР. Почётный член Академии художеств СССР.

Карикатурист Херлуф Бидструп (1912-1988) в своём творчестве демонстрировал недостатки и пороки человечества. Пороки не только сугубо капиталистические, но и присущие людям вне зависимости от каких бы то ни было характеристик, данных обществом.

Когда Бидструп был ещё совсем маленьким мальчиком, он оказался в центре актуальных мировых событий. Находясь в Германии, он стал свидетелем Первой мировой войны, смысла которой, конечно же, не понимал. Но зато он понимал другое: и детям, и взрослым в одинаковой степени не везло по части условий жизни, и маленький Бидструп изо дня в день расстраивался, склонившись над плошкой супа из кольраби.

Отсутствие разнообразия — враг любого ребёнка, особенно, если у юного создания пытливый ум и богатая фантазия. Из Германии семья Бидструпа перебралась в Данию. Там хотя и имелись блюда повкуснее супа из кольраби, но приходилось сталкиваться с множеством других проблем, которые ребёнок не может решить: сложности с получением квартиры и болезни.

Когда окружающая действительность предстаёт не в самом лучшем свете, начинающим свой жизненный путь созданиям хочется спастись, найти более радостный мир и наполнить будни яркими красками и причудливыми формами. Поэтому Херлуф Бидструп нашёл для себя подходящее увлечение: он самозабвенно рисовал.

Окружающие его взрослые люди, увы, могли смотреть на его творения лишь взглядом избалованных ценителей картин великих мастеров.

Бидструпу было невдомёк, отчего взрослые смеются над его неловким, упрощённым и наивным стилем рисования, но сообразительный мальчик вскоре решил, что в подобной реакции нет ничего плохого.

Если единственной наградой за его старания является смех, так почему бы не считать его настоящим золотом? С тех пор Бидструп стал подмечать юмористические ситуации в окружающем мире и утрировать комичные нотки в своих рисунках.

Карикатура вовсе не должна быть агрессивной и злой. В творчестве Бидструпа она не высмеивает конкретную личность, а обращает внимание зрителя на саму ситуацию, в которую попал персонаж. Некоторые его работы и вовсе не похожи на стандартные карикатуры. Они кажутся поучительными и несут в себе мысль, которая может помочь даже ребёнку.

Например, его работа «Вершки и корешки» говорит о том, что о книге не стоит судить по обложке, а расстраиваться раньше времени — это дело бессмысленное.

Рисунок, разделённый на две части забором, иллюстрирует сначала одинаковые, а затем зеркально отличающиеся ситуации.

Нужно ли художнику, чтобы в начале творческого пути кто-то однозначно сказал ему, в каком направлении следует двигаться?

Обычно такого не происходит. История изобилует примерами того, как под давлением родственников люди становились юристами или врачами, но профессии творческие — это, безусловно, совершенно иная история.

Сам Бидструп говорил, что его становление в какой-то момент представилось чем-то само собой разумеющимся.

Ему уже не нужно было гадать, чем следует заняться в жизни. Бидструп сразу приступил к активной деятельности, исследованию своих возможностей и поиску бесконечных новых горизонтов, за каждым из которых скрывалось ещё более интересное и удивительное творческое приключение. Четыре года Херлуф Бидструп обучался в Королевской Академии художеств.

За пределами Академии он тоже не терял времени зря: даже обыкновенные, ничем не примечательные события изображал на листке из своего блокнота, который всегда носил с собой.

Сам социум, наполненный настоящими непридуманными анекдотами, был учебником, по которому учился Бидструп.

Люди в общественном транспорте, в парках и на улицах — кому-то это всё казалось обыденностью и даже неудобством, с которыми приходилось мириться, а для Бидструпа это были возможности усовершенствовать свою технику и понимание характеров, моделей поведения.

Действительно, его работы всегда такие жизненные, понятные, словно реальность, упрощённая и перемещённая на бумагу. Например, комикс «Оратор» многим покажется очень знакомым. Ведь даже не слишком застенчивые люди порой чувствуют себя гораздо уверенней, произнося речь перед зеркалом, но в самый ответственный момент, выступая перед публикой, они едва могут собраться с мыслями и сформировать целостные и осмысленные предложения.

И разве это относится только к напыщенным и серьёзным мужчинам, подобным герою комикса? На самом деле, в подобной ситуации часто оказываются люди всех профессий и возрастов, а потому каждый читатель может разглядеть в комиксе Бидструпа себя или своего знакомого.

Но далеко не все работы Бидструпа вызывают лёгкий смех и добродушную улыбку.

Некоторые его комиксы поражают до глубины души, потому что несколько маленьких картинок отрывают глаза на те реалии, о которых раньше читатель мог и не подозревать.

Комикс «Жизненное пространство» демонстрирует человека в восьми ситуациях в разные периоды его жизни. Но один элемент присутствует на каждом фрагменте — решётки, заборы, параллельные вертикальные линии, ограничивающие героя комикса, загоняющие его в рамки, о которых он иногда даже не подозревает.

Бидструп не только замечал, но и акцентировал внимание на нелепых и парадоксальных моментах, связанных с искусством. Он видел, что обычная публика не ищет в работах художников феноменальную красоту и переворачивающий сознание смысл.

А те, кто претендует на звание ценителя искусства, не всегда честны и могут забыть о своём собственном мнении, повторяя высказывания авторитетных критиков.

Комиксы «Высшая точка» и «Шедевр» иллюстрируют восприятие публикой искусства, ведь иногда людям действительно приходится изрядно поломать голову, прежде чем осознать, что нарисованная каким-нибудь известным художником клякса — это отражение проблем современного общества или душевных терзаний автора.

Бидструп получил невероятное признание в СССР, где книги с его комиксами издавались внушительными тиражами. Но как же датскому художнику удалось достичь такого взаимопонимания с советскими людьми? Как и в случае с выбором профессии, и в этот раз не было внезапного озарения или переосознания ценностей.

Родители Бидструпа были сторонниками СССР, и юный Бидструп всегда чувствовал, что его взгляды чужды капиталистической Дании. Он начал карьеру как газетный художник, а героями его сатиры были Гитлер, Муссолини, Франко и другие личности с мировой политической арены. В газете «Сосиал-демократен» Бидструп публиковал неоднозначные комиксы, смысл которых менялся в зависимости от того, кто на них смотрел. Среди таких работ, например, «Плата за мир», где маленький мальчик олицетворял Гитлера, а некий старик — Чемберлена.

Юмор и сатира Бидструпа — это и злободневные зарисовки, и глубокомысленные комиксы, и недвусмысленные политические намёки.

Его творчество знает и помнит множество людей. И даже в наши дни, взглянув на его работы, нельзя усомниться в их актуальности.

Бидструп своими комиксами не обижал чувства простых людей: он смеялся не над ними, а вместе с ними, как добрый товарищ и справедливый друг.

#567 B4 B5 Бидструп

Rate this item
(0 votes)
Last modified on Monday, 27 September 2021 23:03
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Add comment

Submit
0
Shares