December 25, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2
Федор Хитрук Федор Хитрук создатель Винни-Пуха
Есть люди, чьи талант и остроумие органичным образом дополняют биографию, которая совпадает с основными вехами, пройденными нашей страной. Один из таких людей - народный артист СССР Федор Савельевич Хитрук, давно уже ставший живым классиком отечественной анимации. 1 мая ему исполнилось 95 лет.

Помощь Диснея

Будущий "отец" мультипликационного Винни-Пуха, каким его знают и любят миллионы российских зрителей, родился в 1917-м, в том самом году, когда история России резко пошла по новому пути развития. Неизвестно, кем бы стал Хитрук при прежнем, монархическом строе, но при новом, социалистическом, он, выросший в семье технарей, решил посвятить себя профессии художника. Начало было положено в Германии, куда отца с семьей отправили в командировку для закупки станкостроительного оборудования.
fedor hiruk 95 vinny
Там он поступил в художественно-ремесленное училище, но доучиваться пришлось уже в СССР. Как вспоминал Хитрук, истек срок работы отца, но по его словам, "нам все равно пришлось бы оттуда уматывать - наступили тяжелые гитлеровские времена". В Германию Хитрук еще вернется, в победном 1945-м году.

Окончательный же выбор профессии "сделал" за него знаменитый американский мультипликатор Уолт Дисней, чьи три фильма юный Хитрук посмотрел в Москве в 1935 году.
Он был потрясен, и позднее признавался, что даже не думал о том, что сам станет известным мультипликатором, чьи работы произведут большое впечатление на ближайшее окружение Диснея. Но это будет лишь в 1975 году.

Но до этого было еще далеко. Будущий лауреат многочисленных кинематографических премий шел к признанию долгим и упорным путем. Поступив в мае 1937 году художником-мультипликатором на недавно созданную студию "Союзмультфильм", Хитрук снял свой первый фильм только в 1962 году - "История одного преступления". К тому времени за плечами у него была война, которую он прошел "от звонка до звонка", и 75 нарисованных им за четверть века мультфильмов.

"Бомба" для зрителя

Хитрук, что называется, проснулся знаменитым. "История одного преступления" была удостоена призов на VII международном кинофестивале в Сан-Франциско, IХ международном фестивале кино- и мультипликационных фильмов в Оберхаузене и на I всемирном кинофестивале в Ленинграде.

История же о скромном бухгалтере Василии Васильевиче Мамине (который не выдержал унижений со стороны дворничихи, с утра до вечера оравшей у него под окном, и убил ее), стала важной вехой в истории отечественной анимации, которая до этого воспринималась аудиторией и коллегами как чисто детское искусство.

Почему Хитрук столь долго тянул с самостоятельным проектом? Ведь 44 года - это весьма солидный возраст для дебютанта. Он объяснял это тем, что долго зрел, вникая в азы профессии.
"Есть даже шутка на сей счет: "первый раз объяснил - не поняли, второй раз объяснил - опять не поняли, в третий раз объяснил - сам понял, - с присущим ему юмором вспоминал мультипликатор. Вторая причина, по его словам, заключалась в том, что у него долгое время не было мощной идеи, "бомбы", способной поразить воображение зрителей.

Думаю, что имелась и еще одна, довольно веская причина - становление Хитрука как режиссера счастливым образом совпало со сменой эпох, когда вместо консервативного сталинского стиля пришла либеральная хрущевская оттепель и стало можно не подражать диснеевским лекалам, а делать что-то свое, оригинальное.

Никогда не повторяясь

"Каждый фильм Хитрука - это всегда новая стилистика, всегда какое-то открытие, все это интересно смотреть и пересматривать не лень", - рассказал в интервью обозревателю РИА Новости известный режиссер анимации Алексей Котеночкин.

Котеночкин, по его словам, периодически возвращается к фильмам Хитрука, и самый любимый у него - "Винни-Пух". Собеседник агентства подчеркнул, что, несмотря на высокое качество американского мультфильма "Винни-Пух", по степени глубины и философской притчевости его и близко нельзя сравнить с задумчивым хитруковским медвежонком.

Другим интересным проектом мастера Котеночкин считает "Фильм-фильм-фильм" - о бесконечной суете при съемке кино, где героям постоянно мешают разные неприятности.
"Я, в отличие от Хитрука, поработал в игровом кино, и поэтому поражаюсь высокой степени точности и достоверности изображенного. Насколько это великолепно и смешно!" - говорит Котеночкин.
Каждая работа Федора Савельевича - это отдельный жанр и яркая философская история.

Вот фельетонный "Человек в рамке", где после каждого проявления равнодушия со стороны чинуши-карьериста пышная рама все больше разрастается, пока полностью не уничтожает изображение лица. Или забавная сказка про циркового льва, который приехал погостить к бабушке в Африку - "Каникулы Бонифация". Трогательная история о наивном чудаке, который мечтает полететь в небо - в "Икаре и мудрецах". Антутопия "Остров" о современном Робинзоне, который никак не может вырваться к людям.

Тот же Винни-Пух (который говорит голосом одного из самых любимых отечественных актеров, Евгения Леонова), несмотря на утверждение, что у него в голове одни опилки, полюбился зрителям во многом из-за обаятельной мудрости главного персонажа. Под стать ему - трогательный поросенок Пятачок и мультипликационный Пьеро, ослик Иа, которых озвучили такие замечательные и глубокие актеры, как Ия Саввина и Эраст Гарин.

Творец мощной стихии

Сняв в 1983 году свой последний фильм, "Лев и бык", Хитрук сосредоточился на учениках, руководя анимационной мастерской на Высших режиссёрских и сценарных курсах, где вырастил целую плеяду молодых и способных мастеров.

Знаменитый режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн как-то сказал, что, Хитрук владеет таким способом делать фильмы, который не под силу абсолютному большинству режиссеров.
"Я думаю, что мало, да никто, наверное, на студии не способен делать такие тончайшие переходы внутри движения кинофразы, изображения, звучащего изображения, строения изображения из многих координат. Вряд ли вообще кто-то на студии способен был на подобное гармоническое единство", - отметил режиссер. Он подчеркнул, что, по его мнению, грандиозный успех фильмов Хитрука состоит прежде всего в абсолютной погруженности и растворении автора в киноматериале.

"Когда ты смотришь, ты пытаешься найти, понять эту стихию. Какие бури проносились над этим куском живописи. В этом смысле для меня Хитрук - Учитель", -
отметил Норштейн.

Не озверел на войне

"Хитрук - матерый человечище, глыба. До сих пор все его ученики с новыми замыслами, раскадровками всегда приезжают к Федору Савельевичу, советуются с ним, показывают ему. И всегда, те советы, которые он дает, несмотря на не очень хорошее здоровье и почтенный возраст, абсолютно актуальны, профессиональны и очень мудры", - рассказал Котеночкин. Он подчеркнул, что счастлив, что около 10 лет вместе работал на "Союзмультфильме" с Хитруком и воочию наблюдал за работой мастера.

Другой ученик Федора Савельевича, аниматор Валерий Коваль, в интервью РИА Новости признался, что уважает именитого режиссера еще и за человеческие качества. "Он не озверел на страшной войне, пришел и стал делать добрые сказки. Прекрасно владеет пятью языками. Кроме того, очень юморной человек", - рассказал Коваль.

Он привел в пример случай с режиссером Алексеем Алексеевым, который в свое время защищал диплом на режиссерских курсах. "Минут сорок по Хармсу рассказывал раскадровку Хитруку. У того - каменное лицо. "Федор Савельевич, вам было хоть как-то интересно?" - "Никогда так не смеялся. Внутренне я хохотал", - ответил мастер.

По словам Коваля, у Хитрука все фильмы добрые.

Сейчас так уже не снимают. Другое время. Немультипликационное.

 Сергей Варшавчик  link
Rate this item
(0 votes)
Last modified on Thursday, 28 June 2012 00:46
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Add comment

Submit
0
Shares