Александр Дюма был чрезвычайно плодовит на литературном поприще. Исследователи его творчества отмечают, что литератор оставил после себя 100 000 страниц всевозможных сочинений (более 250 пьес, приключенческие истории, путешествия, романы). Он является самым продаваемым писателем всех времен.
По мотивам произведений Дюма снято невероятное количество фильмов по всему миру (впереди только Шекспир) - более 200 экранизаций. Если считать с 1896 года, то это примерно по две киноленты в год.
Популярность Александра Дюма была невероятной, несмотря на то, что писателю пришлось жить в эпоху расизма, ведь он считался квартероном. Бабушка литератора по отцовской линии была темнокожей рабыней с острова Гаити.
Детство писателя
Александр Дюма родился в 1802 году в городке Виллер-Котре. Его отец – генерал Том Дюма, мать – дочь трактирщика. Отец Александра служил в армии Бонапарта, и по возвращении на родину в 1801 году, оказался в тюрьме. По случаю примирения состоялся обмен пленными и его освободили. Но тюрьма сделала свое дело – он вышел оттуда полупарализованным, изувеченным и с язвой желудка. О службе в армии не могло быть и речи. В это время и появился в семье сын Александр. Детство мальчика прошло в материально стесненных условиях. Для него не смогли даже добиться стипендии на обучение в лицее. Писать и читать Александра учили мать и сестра. Но в математике дальше таблицы умножения дело не продвигалось. Зато почерк у него был отменный – четкий, аккуратный, с многочисленными завитушками. Мать пыталась научить его музыке, но у Дюма не оказалось слуха. Мальчик прекрасно танцевал, отлично фехтовал и стрелял. Посещая колледж аббата Грегуара, Дюма усвоил основы грамматики и начатки латыни. Целыми днями будущий писатель пропадал в лесу, поскольку очень любил охоту. Но одной охотой не проживешь. Пришло время подыскать работу. И Александр Дюма поступает на службу к нотариусу.
Новая жизнь
Однажды во время поездки в Париж Дюма знакомится с актером Тальма. И сделав выводы, что карьеру можно построить только в Париже, Александр, не раздумывая, переезжает туда. Устраивается в канцелярию герцога Орлеанского. Служба была для него только источником существования. Для себя будущий писатель сделал вывод, что ему необходимо учиться, так как его невежество вызывает изумление у его знакомых. Он уделяет много времени литературе, общается с драматургами и известными писателями. В 1829 году он пишет драму «Генрих Третий и его двор». Пьеса имела ошеломляющий успех и выдержала несколько представлений. Так Дюма, приехавший из провинции без образования и денег, стал известным человеком. Вскоре репертуар театров обогащается такими пьесами, как «Кин, или Гений и беспутство», «Нельская башня», «Антони». После Великой революции на французский престол вступает герцог Орлеанский. В числе тех, кто штурмовал королевский дворец Тюильри, был и Дюма Александр. Биография его сложилась таким образом, что с первых же дней писатель принимает участие в общественной жизни и выполняет поручения генерала Лафайета, возглавлявшего гвардию. В 1832 году Дюма, по политическим причинам покидает Францию и уезжает в Швейцарию, где подготовил к изданию очерк «Галлия и Франция».
Любви прекрасные порывы
«Занятым людям некогда разглядывать женщин», – так любил говаривать великий писатель Александр Дюма. Однако, личная жизнь бессмертного автора била ключом. Дюма понимал женскую душу. Именно за это его ценили все возлюбленные. Многие из них признавались, что не встречали более великодушного человека, чем он. О любовных похождениях великого писателя ходят легенды. Никому не известно, сколько в его жизни было любовниц, но биографы склонны к тому, что их от 350 до 500. Сам же Дюма в своих мемуарах упоминает только нескольких. Свою первую парижскую любовь Адель Дальвен, которая разбила сердце пятнадцатилетнего повесы. Катрин Лабе – соседка по лестничной площадке, к которой он перебрался жить. Свои «африканские страсти» Александр Дюма оправдывал тем, что много любовниц он заводит из человеколюбия.
В 1832 году случай свел его с актрисой Идой Ферье (настоящее имя - Маргарита Ферран). Едва только между ними завязались отношения, Дюма уже влюбляется в другую актрису. Тем не менее в 1838 году Дюма женится именно на Маргарите Ферран. Каким образом полной блондинке с кривыми зубами удалось так привязать к себе этого ловеласа, остается загадкой. Однако известно, что женившись Дюма не изменил своему образу жизни. В 1844 году брак распался. В 1851 году очередная возлюбленная неутомимого ловеласа Анна Бауэр рожает от Дюма сына Анри. Поскольку она была замужней женщиной, сын носил фамилию ее мужа. Последней любовью Александра Дюма была американская актриса-наездница Ада Менкен. С ней он познакомился в 1866 году, когда та приехала покорять Париж.
Неизвестный Дюма
Выдающийся романист, путешественник, историк и публицист, Дюма был еще и прекрасным кулинаром. Во многих своих произведениях он подробно описывает приготовление тех или иных блюд. О том, что он задумал создать «Кулинарный словарь», писатель говорил еще во время пребывания в Российской империи. В 1870 году он передал в печать рукопись, содержащую 800 новелл на кулинарную тему. «Большой кулинарный словарь» увидел свет в 1873 году, после смерти писателя. Позже вышла его сокращенная копия – «Малый кулинарный словарь». К слову, Дюма не был гурманом или чревоугодником. Напротив, он вел здоровый образ жизни, не употреблял алкоголь, табак и кофе. Для себя готовил Александр Дюма редко, поскольку придерживался диеты. Только для гостей. Дюма прослыл хлебосольным и щедрым хозяином. В поместьи Монте-Кристо, принадлежавшем Дюма, принимают радушно всех, кто бы то ни был, кормят и, при необходимости, предоставляют ночлег. Любой человек, стесненный в средствах, мог запросто поселиться в усадьбе.
Замок Монте-Кристо
Успех «Графа Монте-Кристо», романа, вышедшего в 1844 году, превзошел все ожидания. В нем Дюма описал свою мечту о шикарной, лишенной забот жизни, без денежных проблем. Пережив это на страницах романа через судьбу Дантеса, писатель принялся претворять свою мечту в жизнь. Начал он со строительства замка. В июле 1847 года состоялось его торжественное открытие, на которое прибыло более 600 гостей. Замок был великолепен! Красивое здание окружено парком, разбитым наподобие английского. В нём скульптуры великих людей – Шекспира, Гете, Гомера. Над входом – девиз владельца: «Люблю тех, кто любит меня». Многие мечты, связанные с замком, Дюма не успел воплотить в жизнь. Например, он мечтал создать литературный парк и каждую аллею назвать одним из своих произведений. Впрочем, спустя 150 лет его мечта осуществилась. Биография этого великого писателя объединила тысячи неравнодушных к его творчеству людей. Их усилиями сегодня в замке создан дом-музей Александра Дюма, открытый для посещений. Творчество
В тридцатые годы у Александра возник замысел воссоздать историю Франции серией книг. В своих произведениях он придерживается закономерной последовательности событий. Его книги свидетельствуют об осведомленности автора в вопросах французской истории. «Изабелла Баварская» стала первой книгой этого цикла. Исторической основой для создания романа послужили: «Хроника времен Карла VI», «История герцогов Бургундских», «Хроника Фруассара». Наряду с историческими персонажами, в романе задействованы и вымышленные имена. Таким образом, жанр исторического романа возродил именно Александр Дюма. Биография и творчество этого автора связаны с важным для каждого француза событием – Великой французской революцией. Ей он посвятит серию книг. Автор понимает: чтобы жизнь королей и министров была интересна читателю, надо показать: им не чужды те же чувства и переживания, что и простым смертным. Он знал, что исторической ценности его романы не представляют, поскольку факты изложены так, как того требовала художественная форма. История была такой, какой желали ее видеть французы: красочной, веселой, где добро и зло по разные стороны. Читатели того времени состояли из людей, совершивших великую революцию и сражавшихся в войсках империи. И им нравилось, когда монархи были представлены в героических картинках.
История Франции
Роман Дюма «Шевалье д’Арманталь» показывает, что исторические романы – это неисчерпаемый источник. Крупнейшие парижские газеты боролись за право публиковать Дюма. А непревзойденные «Три мушкетера» вознесли автора на вершину славы. Дюма отталкивался в своей работе от известных источников, порой поддельных. Как, например, «Мемуары д’Артаньяна». Подлинные материалы – «Мемуары мадам де Лафайет» – послужили основой для книги «Виконт де Бражелон».
С 1845 по 1855 годы Александр Дюма писал без передышки. Пожалуй, за всю историю литературы ни один из писателей не был столь плодовит. В романах Дюма перед читателем проходит история Франции. После «Трех мушкетеров» идут «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон». Дюма превосходно изображает характер толпы – то жестокой и жаждущей крови, то рабской и покорной, то грубой и циничной, то сентиментальной. Романы «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сорок пять» – живое воплощение души Франции.
Великой французской революции Дюма посвящает серию романов: «Жозеф Бальзаме», «Ожерелье королевы», «Анж Питу», «Кавалер Красного замка», «Графиня Шарни». В них автор раскрывает причины, вызвавшие революцию, описывает падение французской монархии. Отступления от исторических фактов Дюма допускает довольно смело, но он компенсирует это драматизмом событий, эффектами и чудесными приключениями, которые заставляют сердце читателей усиленно биться. За свою жизнь Дюма-отец успел написать и издать более 500 томов произведений различных жанров.
Дюма-отец и невидимая армия помощников
Книги Александра Дюма известны всем. Их читали и перечитывали. По мотивам романов снимали фильмы и сериалы. Эти произведения сделали Александра Дюма-старшего одним из самых узнаваемых писателей всех времен и народов. Но вот писал он их не сам. Разоблачением Дюма занимался французский журналист и писатель Шарль Жан-Батист Жако. Он, кстати, занимался борьбой с литературным рабством в течение всей карьеры. Журналист утверждал, что в доме именитого писателя по двенадцать часов в сутки работает 63 помощника. Именно они кропотливо сочиняют диалоги, подбирают детали, выдумывают сюжеты. Задачей Дюма было лишь перечитать рукопись, отредактировать ее и отправить в издательство, предварительно подписав своим именем.
Дюма и Огюст Маке
Доказательством того, что Дюма-старший действительно пользовался услугами других литераторов, является задокументированный судебный процесс. В суд на именитого автора подал Огюст Маке. Парень работал с Дюма в течение десяти лет — именно он помогал писать книги о Д’Артаньяне, а также роман «Граф Монте-Кристо». Но в конце концов молодой автор восстал — он требовал, чтобы на обложке книг было напечатано и его имя (как соавтора), а также рассчитывал на соответственное денежное вознаграждение. В конце концов суд решил, что печатать имя Маке никто не будет, но обязал Дюма выплатить своему ассистенту компенсацию. Дороги писателей разошлись и от этого не выиграл никто — сам по себе Маке был никому не интересен, а карьера Дюма начала постепенно угасать.
Любопытные факты об Александре Дюма
Происхождение А. Дюма
Популярность Александра Дюма была невероятной, несмотря на то, что писателю пришлось жить в эпоху расизма, ведь он считался квартероном. Бабушка литератора по отцовской линии была темнокожей рабыней с острова Гаити. Однажды в литературном клубе кто-то попытался неудачно подшутить над происхождением писателя, на что Дюма ответил: «Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки были вообще обезьянами. Моя родословная начинается там, где Ваша заканчивается»
Экранизации произведений писателя
По мотивам произведений Дюма снято невероятное количество фильмов по всему миру (впереди только Шекспир) - более 200 экранизаций. Если считать с 1896 года, то это примерно по две киноленты в год.Творческая плодовитость писателя
Александр Дюма был чрезвычайно плодовит на литературном поприще.На самом же деле у Александра Дюма было несколько авторов, в сотрудничестве с которыми он создавал свои произведения. Одним из них являлся писатель Огюст Маке. Дюма вместе с ним работал над созданием таких книг, как «Шевалье д’Арманталь» и «Три мушкетера». Эмиль де Жирарден, главный редактор и хозяин газеты «Ля Пресс», где печатался Дюма, был против добавления к произведениям фамилии соавтора. Он мотивировал это тем, что читатели хотели видеть только имя прославленного писателя, иначе популярность романов могла снизиться. Огюст Маке получил солидные отступные. Когда друзья поссорились, Маке подал на Дюма в суд, требуя признания соавторства, но все иски были им проиграны.
Последний роман А. Дюма
Несмотря на то, что Александр Дюма умер в 1870 году, последний его бестселлер увидел свет в 2005-м. Исследователь творчества писателя Клод Шопп (Claude Schopp) обнаружил неоконченный роман Дюма (почти 1000 неизвестных страниц). Книга вышла под названием «Шевалье де Сент-Эрмин» (Le chevalier de Sainte-Hermine). Она стала заключительной частью трилогии, в которую вошли романы «Белые и синие» (1867) и «Соратники Иегу» (1857).Любвеобильность А. Дюма
В 1840 году Александр Дюма вступил в брак с актрисой Идой Ферье, что, впрочем, не мешало ему продолжать любовные похождения. Историкам известны имена, по крайней мере, 40 женщин, бывших любовницами писателя. От этих связей Дюма официально признал только четверых детей.Дом-музей писателя
Когда у Александра Дюма появилась возможность построить собственный дом, он назвал его «Замок Монте-Кристо». Еще одной отсылкой к приключенческому роману стала писательская студия (миниатюрный готический замок, построенный рядом), которую писатель назвал «Замок Иф». К сожалению, в своем доме Дюма прожил всего около двух лет. Он столь щедро развлекал гостей, что быстро залез в долги. Дом пришлось продать за 31 тысячу франков, хотя строительство поместья обошлось ему в десятки раз дороже. «Замок Монте-Кристо» переходил из рук в руки, пока в 1969 году очередной владелец не захотел его снести. Благодаря энтузиастам, строение было сохранено, отреставрировано и превращено в дом-музей Дюма.Перезахоронение останков
Традиционно выдающихся деятелей во Франции хоронят в мавзолее Пантеон. Но расистские предрассудки современников Дюма не позволили ему упокоиться в том месте в 1870 году. Только в 2002-м, на 200-ю годовщину со дня рождения писателя, его перезахоронили в Пантеоне. Останки литератора сопровождали охранники, переодетые в мушкетеров. 516_В_12-13