ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Известная всем со школьной скамьи фраза «Москва — Третий Рим» появилась на территории православных княжеств в первой половине XVI века. Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Московского царства. Ее автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей. В посланиях 1523—1524 годов дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III он говорил о роли «Рима земного», которую должна была занять Москва.
Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать».
Эта идея, получившая в науке название translatio imperii (с лат. «переход империи»), впервые появилась еще в античных источниках и кочевала из эпохи в эпоху. «Первый» Рим, прозванный современниками caput mundi (с лат. «столица мира»), был центром цивилизации, носителем верховной власти на земле. После распада Западной Римской империи в результате нашествия варваров новым, «вторым», Римом стал Константинополь. В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе как Восточная Римская империя, эта философия пополнилась христианскими смыслами. Новый центр мироздания стал местом паломничества жаждущих отмолить грехи и получить прощение. Но и «второму» Риму было не суждено существовать долго: в 1453 году турки-османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской власти. Вновь возник вопрос — кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле.
В интеллектуальной среде православных народов стали возникать прообразы центра — хранителя заветов православия: сербы, например, считали будущим «третьим Римом» Белград, болгары — Великое Тырново. Однако во второй половине XV века большинство этих территорий находилось под властью Османской империи. Единственным независимым православным царством оставалось Московское государство. На тот момент оно именовало себя независимым государством, хотя во многом оставалось под мощным влиянием Золотой Орды.
Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Этот тезис на словах закреплял за Москвой статус последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобного самопровозглашения, формулу «Москва — Третий Рим» приняли многие.
Укреплявшееся Московское государство должно было политически закрепиться на мировой арене. С религиозным «переходом империи» от Константинополя к Москве возникла потребность и в политической преемственности от Византии. Возникали легенды о происхождении Рюриковичей (представители викингов) от брата римского кесаря Августа; о шапке Мономаха, будто бы подаренной Московскому князю византийским императором; о белом клобуке, ведущем свою историю от Константина Великого. Все это подкреплялось браком Ивана III и племянницы последнего византийского императора — Софьи Палеолог, принятием им царского титула и византийского герба. Само самодержавие строилось на концепции «Москва — Третий Рим»: государь всея Руси не только был политическим лидером, но и гарантировал сохранение православных церковных канонов и чистоты нравов.
Также статус Третьего Рима означал для Москвы и ряд «вселенских» обязанностей, которые были выгодны в том числе и западному христианскому миру. Русь в качестве защитницы христианской веры становилась ответственной за христиан, находившихся в подданстве Османской империи, а потому должна была активно включиться в борьбу с турками-османами, покорявшими одну за другой территории Европы.
Позднее идеи монаха Филофея канули в лету и оказались вновь востребованными только в середине XIX века. Тогда концепцию «Москва — Третий Рим» стали использовать славянофилы. Они обосновывали ею отличный от Запада и Востока исторический, «третий», путь России.
ОБ АРХИТЕКТУРЕ
К концу XV века Москва становится общепризнанным политическим, религиозным и культурным центром страны, сегодня её называют наследницей древней культуры Киевской Руси, хотя это очень спорная мысль.
В этой исторической обстановке очень важное значение приобретает строительство в Москве.
Москва — “Третий Рим”, этому лозунгу должен соответствовать архитектурный образ столицы. К строительству привлекаются лучшие зодчие Новгорода, Пскова, Владимира, что явилось неудачным опытом в зодчестве. Здания, возведённые по проектам отечественных архитекторов, не выдерживали проверку временем и все разрушались даже в недостроенном виде. По этой причине взоры были обращены к европейским столицам, особенно архитекторам Италии.
Итальянские мастера эпохи Возрождения славились своим искусством и приглашались во все страны. Таким образом в 1475 г. в Москву прибыл Аристотель Фиораванти, известный мастер, работавший в Болонье, Милане, Риме.
По заданию царя Ивана III он был направлен во Владимир для изучения Успенского собора, как образца православного собора.
Под руководством Фиораванти в Кремле (также построенном итальянскими зодчими , в частности Пьетро Антонио Солари) начинает возводиться Каменный Успенский собор (1475 – 1479 годы). Впервые здесь было применено глубокое заложение фундаментов.
Успенский собор
План трехнефного собора состоит из 12 одинаковых квадратов по 4 в каждом нефе., что позволило применить однотипные крестовые своды, опоры стали тоньше, внутреннее пространство свободнее.
Новаторство постройки в геометрически правильном членении плана и фасада здания с использованием правила “золотого сечения”. Торжественное и строгое здание собора олицетворяет новый строй и порядок нового государства.
Одновременно возводится здание Благовещенского собора (1484 – 1489 г.), его строили — местные мастера. Четырехстенный собор стоит на высоком каменном подклете и окружен галереей-гульбищем, позже она была застроена.
В 1505 г. начали строить Архангельский Собор под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового. Собор служит усыпальницей московских князей и царей.
Архангельский Собор
Архангельский собор – второй по значению в ансамбле Соборной площади.
Главный фасад собора напоминает церковь Сант-Андреа в Мантуе, и пышная венецианская архитектура не лишает собора признаков славянского характера. Это 5-главый крестово-купольный русский храм с традиционным планом. Новым был применен ордер в декоративном убранстве фасадов.
В 1505-1508 году архитектором Боном Фрязиным была построена Ивановская колокольня – высотная доминанта Кремля. Такое сооружение требовало высокого технического уровня производства строительных работ. Фундамент здания глубиной 10 метров представлял собой ступенчатую усеченную пирамиду.
Башня имеет восьмигранный план и три яруса по высоте. Общая высота – 60 метров.
Стены и внутренние пролеты укреплены металлическими связями, поэтому все сооружение представляет собою прочно связанный монолит.
Возведением Колокольни Ивана Великого завершается строительство архитектурного ансамбля кремля на рубеже 15-16 вв. Весь Кремль получает композиционную доминанту – вертикаль, в связи с чем вся великолепная панорама Кремля получает свое гармоничное завершение.
С ростом экономических возможностей начинают строиться каменные церкви в московском посаде. Появляется новый тип храма с единым бесстолпным внутренним пространством.
Например: церковь Трифона в Напрудной слободе, церковь Николы в Мясниках, церковь Анны в Китай-городе и т. д. Перекрытие в таких церквах – крестовый свод, план близкий к квадрату с одной апсидой. Переход к барабану осуществляется с помощью кокошников.
В каменное зодчество переходят традиции и формы деревянного зодчества.
Церковь Вознесения в с. Коломенском, построенная в подмосковной царской усадьбе, в честь рождения будущего царя Ивана Грозного, была одной из первых каменных, шатровых церквей.
Церковь Вознесения в с. Коломенском
Церковь Вознесения в с. Коломенском
Церковь Вознесения в с. Коломенском
По своей высоте – 60 метров – церковь не имела себе равных. Она носила чисто мемориальный характер, симметричность форм, отсутствие апсид. Здание выполнено из кирпича, но архитектурные детали из белого камня. Вертикальный объем расчленен на три части: стоящий на подклете четверик, над ним восьмерик и шатер с плоской главкой на небольшом барабане.
Внутреннее помещение церкви из-за большой толщины стен, незначительно, интерьер скромен и прост, вся значимость постройки в динамичном внешнем объеме, стремительном и монументальном, который господствует на крутом берегу Москва-реки. Широкая терраса-гульбище вокруг церкви была открытой, на ней было устроено царское место в воде белокаменного трона, отсюда открывается вид на далекую панораму Москвы.
В церкви Вознесения сочетаются лучшие достижения архитектуры того времени.
Цельность и органичность форм, отражающих патриотическую идею независимости и торжества русского государства, огромная сила эмоционального воздействия и гармоничная связь с окружающей средой относят это сооружение к величайшим памятникам мирового зодчества.
В честь победы Царства Московского над Казанским ханством на территории московского посада был воздвигнут собор Василия Блаженного (1555 – 1560 гг.).
Собор был построен зодчим Бармой.
Собор имеет сложную композицию из 8 церквей, объединенных 9-тым шатровым объемом в единое целое. Здание построено из кирпича, фундаменты, цоколь, архитектурные детали из белого камня, фасады имеют яркую окраску. Центральная башня имеет высоту 46 метров, внутренние пространства незначительны, вся композиция рассчитана на внешнее зрительное восприятие. В основе всех форм лежат формы деревянного зодчества.
Постройка глубоко символична, она олицетворяет объединение славянских земель вокруг Москвы, символично и расположение собора, не в Кремле, а на главной общественной площади Московского посада, для обозрения народа.
1. Реконструкция Московского Кремля на фоне лозунга “Москва третий Рим”
2. Каменное церковное зодчество Москвы. Мемориальные церкви.
Зодчии 16 века блестяще показали органическую связь всех сторон архитектуры: идейной, художественной и конструктивной. В этом единстве заключается совершенство лучших произведений зодчества этой эпохи в Московском царстве.
A14-A16 АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ ХV ВЕКА