Премьер-министр Албании Эди Рама и премьер-министр Косово Альбин Курти призвали тщательно расследовать и наказать ответственных за убийства мирных граждан. Премьер-министр Испании Педро Санчес даже назвал действия российской армии геноцидом и призвал союзные страны привлечь Россию к ответственности в международном суде. Однако неясно, как это можно сделать и какие санкции можно применить, чтобы хоть как-то повлиять на Путина.
Премьер-министр Испании Педро Санчес заявил, что предполагаемые зверства российских солдат против гражданского населения в Украине должны рассматриваться в международном суде и могут быть приравнены к геноциду.
Санчес сказал: «Я надеюсь, что будет сделано все возможное, чтобы те, кто стоит за этими военными преступлениями, не остались безнаказанными, и чтобы они могли предстать перед судом, в данном случае перед Международным уголовным судом, и ответили за преступления против человечности, военные преступления и, почему бы не назвать вещи своими именами, за геноцид».
Он выступал на экономическом форуме в Мадриде после того, как украинские власти заявили, что после вывода российских войск на прошлой неделе в пригородах Киева были обнаружены тела по меньшей мере 410 гражданских лиц. У многих были связаны руки, замечены огнестрельные ранения с близкого расстояния и следы пыток.
Санчес сказал, что он испытывает гнев от «ужаса этих смертей, которые мы наблюдаем в последние дни».
Представитель Кремля немедленно отверг эти заявления, заявив, что утверждениям Украины «нельзя доверять» и что Кремль «категорически отвергает эти обвинения».
То, что происходит в Украине, выходит далеко за рамки частых предупреждений о том, что «на войне случается много чего плохого». Конечно, похоже, что военные преступления происходят в массовом масштабе, значительно превышая уровень неизбежного насилия, которое можно назвать обычным во время ведения боевых действий. Но проведение суда над военными преступниками - дело сложное. Международный уголовный суд ООН, расположенный в Гааге и Нью-Йорке, весьма ограничен в том, что он может сделать помимо показательных процессов, если страна, которой предъявлены обвинения, откажется сотрудничать. И это не так уж плохо. Сомнительно, что многие из нас хотели бы, чтобы этот суд судил американцев и признавал недействительными решения нашей собственной системы судов. На тот случай, если нечто подобное все-таки случится, в США с 2002 года действует «Закон о защите американских военнослужащих», федеральный закон, запрещающий сотрудничество с Международным уголовным судом.
Даже если мы представим себе ситуацию, когда Владимира Путина привлекут к суду в Гааге, неужели кто-то всерьез думает, что он туда явится? И даже если его признают виновным, никто не придет в Кремль и не попытается надеть на него наручники. Что тогда остается? Санкции? Мы уже исчерпали все способы наложить санкции на Путина и его страну. Печальная реальность заключается в том, что исторически редко удавалось привлечь кого-либо к ответственности на международном уровне за преступления, совершенные в военное время.
Но Россия, похоже, делает все возможное, чтобы заслужить такой приговор. Как сообщает «Уолл-стрит Джорнэл», российские войска занимаются не только казнями мирных жителей. Украинцы, пытающиеся расчистить оставленный ими хаос, находят наспех заминированные трупы, очевидно, чтобы убить членов отрядов помощи.
Местные жители хоронили десятки погибших в братских могилах под холодным дождем. Другие подзывали военных, чтобы показать им, где лежат погибшие.
Уходящие российские войска «оставили после себя полнейший хаос и множество опасностей», - сказал в очередном обращении президент Украины Владимир Зеленский. Он добавил, что в регионе по-прежнему небезопасно. «Во-первых, бомбардировки могут продолжиться, - сказал он. - Во-вторых, они минируют всю эту территорию».
Зеленский сказал, что отступающие российские войска устанавливали мины в домах, устанавливали растяжки и минировали трупы.
Невозможно сказать, проводились ли эти действия по прямому приказу Путина, отдавал ли кто-то такой приказ, и действовали ли солдаты по своему усмотрению, желая нанести еще больший ущерб и отомстить за неудачный блицкриг. Но это не имеет значения. Мы не говорим о независимых участниках террористических атак. Российские войска находятся там, потому что Путин приказал им атаковать. Он несет ответственность за их действия. Но, как уже отмечалось, привлечь его к ответственности может быть крайне сложно, если не невозможно, и сделать это может только его собственный народ. А это кажется сейчас все более маловероятным, поскольку его рейтинг одобрения на родине продолжает стремительно расти.