План подготовили сотрудники Комиссии по правам человека Сан-Франциско для Консультативного комитета по репарациям афроамериканцам Сан-Франциско, само название которого предполагает, что выводы комитета были предрешены. Это безумие.
Согласно плану, город должен выплатить минимум $5 млн каждому черному жителю города старше 18 лет, отвечающему установленным требованиям, и взять на себя обязательства по 250-летней программе гарантирования дохода в размере $97,000 для черных жителей с низким уровнем дохода (точнее, тех, кто все еще остается малообеспеченным после того, как им выделят $5 млн государственных денег). Требование 250-летней программы направлено на то, чтобы лишить жителей Сан-Франциско права голоса в течение следующих 2,5 веков по вопросу об изменении программы, когда они увидят, как она реализуется на практике.
Возрождение движения за возмещение ущерба во многом связано с эссе Та-Нехиси Коутса, опубликованным в 2014 году в журнале Atlantic, цитаты из которого приводятся в докладе. Эта программа, безусловно, может стать самой амбициозной попыткой возмещения ущерба, и она обнажает недостатки всей концепции.
К ним относится намеренное смешение уникальной исторической несправедливости рабства с другими формами правовой дискриминации. В докладе признается, что «ни Сан-Франциско, ни Калифорния официально не перенимали институт рабства», но при этом утверждается, что «Калифорния и ее местные органы власти в значительной степени навязывали и поддерживали рабство, увековечивая расовую кастовую систему порабощения черных американцев и лишая их свобод, гарантированных им Декларацией независимости».
Далее идет полнейшая невежественная ложь: «Соединенные Штаты полностью поддерживали идею порабощения африканцев и их потомков и зависели от нее как от орудия, которое создавало и продвигало экономику страны». Полностью зависели? Орудие? Одним махом члены Комиссии по правам человека полностью вычеркивают плоды труда почти 90% американского населения - включая поколения мелких фермеров, изобретателей и промышленников - из истории развития американской экономики.
Мысль о том, что город Сан-Франциско как правовой субъект должен выплатить репарации за рабство, абсурдна. Порабощение африканцев и их потомков европейцами и их потомками на территории нынешних Соединенных Штатов началось в 1526 году в испанской Джорджии, в 1619 году в британской Вирджинии и в 1626 году в голландском Нью-Йорке. Расовое рабство было официально закреплено законом в Вирджинии в 1661 году и Мэриленде в 1664 году. Сан-Франциско, напротив, был открыт европейцами только в 1769 году, до 1835 года в нем не было постоянного поселения некоренных американцев, а до 1846 года в нем проживало менее 300 человек. Город построила «золотая лихорадка».
Авторы доклада доходят до крайностей в своих рассуждениях, доказывая, почему Калифорния и Сан-Франциско все же виновны:
Основатели штата были сторонниками рабства; 36% родившихся в Америке калифорнийцев в 50-е годы XIX века были белыми южанами, которые стратегически стремились получить статус «свободного штата» для Калифорнии, чтобы избежать разногласий и ускорить доступ к федеральным ресурсам. Первый избранный губернатор Калифорнии, Питер Бернетт, был известным расистом, который в 1844 году создал Орегон как штат только для белых, а в 1849 году попытался сделать то же самое в Калифорнии. Его усилия не увенчались успехом из-за желания сторонников рабства использовать рабский труд по всему штату и получать от этого экономическую выгоду.
Эта попытка не только оправдывает возмещение ущерба за предложения, которые в Калифорнии вообще не принимали, но и ставит под сомнение историю статуса штата Калифорнии. Правда, в 1850 году в Калифорнии проживало большое количество сторонников рабства - мигрантов с Юга, которым была предоставлена определенная юридическая свобода в провозе небольшого количества рабов через территорию. Но когда в 1850 году Калифорнию приняли в Союз в качестве свободного штата, это произошло после горьких возражений рабовладельческих штатов, поскольку ее принятие навсегда изменило соотношение свободных и рабовладельческих штатов в Сенате в пользу свободных штатов. Только Компромисс 1850 года, который предоставил значительные уступки южным штатам в вопросе усиления Закона о беглых рабах, предотвратил гражданскую войну из-за принятия Калифорнии.
Если подумать о налогоплательщиках Сан-Франциско, которые будут за все это платить, то доводы в пользу возложения на них финансовой ответственности за американское рабство - или даже более поздние несправедливости - становятся еще более нелепыми. Более 34% жителей Сан-Франциско рождены за пределами США и не имеют исторических связей с американским прошлым. Их число уже 40 лет превышает треть населения, а в период с 1860 по 1910 год оно также постоянно составляло от 30 до 50% населения города. Прошло уже 40 лет с тех пор, как большинство населения Сан-Франциско составляли неиспаноязычные белые: по данным переписи 2020 года население города на 33,7% состоит из азиатов (включая выходцев из стран Юго-восточной Азии) и на 15,6% из латиносов. Жителей Сан-Франциско наказывают за грехи чужих отцов. Иммигрантам, которые, возможно, приехали в Америку, чтобы избавиться от старых племенных обид, это послание не внушает оптимизма и не вызывает у них одобрения.
Доклад в значительной степени сосредоточен на правовой дискриминации черных жителей Сан-Франциско в 40-е и 50-е годы XX века. Но если репарации выплачиваются за несправедливости и дискриминации, отличные от рабства, то доводы в пользу выделения отдельной группы для получения льгот гораздо слабее. Если уж на то пошло, то власти Калифорнии и Сан-Франциско гораздо более несправедливо относились к коренным американцам и лицам китайского и японского происхождения. Эти несправедливости включают законы, которые не позволяли американцам азиатского происхождения владеть оружием или давать показания в суде.
Кроме того, существуют юридические и моральные проблемы с выдачей денег людям по расовому признаку без необходимости доказывать, что они когда-либо страдали от несправедливости. Как признается в отчете, это создает юридические проблемы в соответствии с законодательством штата: «Положение 209, которое запрещает государственным учреждениям принимать позитивные меры на основе расы, пола или этнической принадлежности, ставит перед городом проблему реализации программ, рассматриваемых как предоставление предпочтений». Тем не менее, авторы отчета не рекомендуют ограничивать льготы потомкам рабов, а список доказательств несправедливости прошлого довольно растянут, включая черных иммигрантов из зарубежных стран, прибывших в Сан-Франциско в 1996 году, и тех, кто «находился в заключении сам либо является прямым потомком лица, находившегося в заключении в результате неудачной войны с наркотиками». Дать кому-то $5 млн за то, что он торговал героином, - это какая-то странная справедливость. Отчет также не исключает потомков рабовладельцев, работорговцев и других лиц, совершивших историческую несправедливость.
Программы репараций, направленные на получение выгоды целыми группами людей на основании давней несправедливости по расовому или этническому признаку, просто обостряют расовое мышление и расовую неприязнь со всех сторон. Есть высокая вероятность того, что из-за непомерно высокой цены даже властям Сан-Франциско будет легко отклонить это предложение в то время, когда перед городом стоит множество более насущных и конкретных проблем, связанных с безопасностью и качеством жизни его населения. Это также должно послужить предостережением против бездумной - и безумной - раздачи репараций.