Кому-то этот арестованный бандит и идейный борец с гражанским населением в рядах печально знаменитого украинского пронацистского добробата "Азов" симпатичен до крайности, кому-то, как и автору этого текста, по тем же причинам на него даже смотреть не хочется.
Но дело тут совсем не в Протасевиче.
И вовсе не из-за него возмутилась Европа, и не из-за него возвысили голос Штаты и вся остальная мировая общественность.
История с принудительной посадкой иностранного самолёта в аэропорту третьей страны, которой в данном случае является Беларусь, очень скверно выглядит с точки зрения международного правам даже с учётом того, что само это право, зафиксированное в Токийской и Монреальской Конвенциях соответственно 1963 и 1999 годов прописано недостаточно чётко. В частности на воздушное судно, находящееся над территорией чужого государства, с одной стороны, распространяется юрисдикция страны-собственника, а с другой, вводятся исключения из этого правила, когда самолёт или находящиеся на нём люди представляют прямую угрозу тому государству.
Такое толкование позволяет той или иной "третьей стороне" применять насилие в отношении гражданского воздушного судна, находящегося в её воздушном пространстве, рассчитывая при этом по сути или на ловкость своих адвокатов, или на свой междунанродный авторитет, или на надёжное заступничество со стороны более сильных союзников.
В итоге ситуация развивается по-разному в каждом случае. США могут безнаказанно приземлить самолёт в попытке ареста Эво Моралеса за его желание дать убежище Едварду Сноудену. И при этом быть "правильно понятыми" мировым сообществом.
Но Беларусь - не США. И Лукашенко не Барак Обама.
И если Америка не сильно рисковала, применяя неоправданное насилие по отношению к боливийскому президенту и не особенно переживала за оскорбление, нанесённое Боливии и её народу, потому что никак не нуждалась и не нуждается в сохранении добрых отношений с этой страной, несопоставимо более слабой и зависимой, то в случае с батькой всё обстоит принципиально иначе. Он фактически применил вооружённое насилие по отношению к Западной Европе. Ryanair - ирландская компания, и как бы сами ирландцы ни отделяли себя от своей старшей сестры Великобритании, они прочно связаны с этой державой в сознании и Запада, и Востока.
А там, где Великобритания, там и США.
В итоге Лукашенко получил желаемого бандита-подростка и так испортил отношения с Западом, как никогда до сего инцидента.
Стоит ли Роман Протасевич тех моральных и материальных жертв, которые неумолимо понесёт Беларусь и её ни в чём не повинные граждане - большой вопрос.
А с учётом недавнего жестокого подавления протестов и изгнания оппозиции из страны очередной финт батьки не просто ставит крест на его дальнейших политических амбициях, но фактически вбивает в них осиновый кол.
Однако и это далеко не единственнное тёмное место во всей истории.
Умный и хитрый Рыгорыч не мог не понимать заранее, чем обернётся его попытка "сравниться с Америкой". И тем не менее решился на такой поступок.
Нет ни малейших сомнений, что, прежде чем задержать и насильно посадить у себя западноевропейский пассажирский самолёт, он не раз и не два обсуждал эту тему с Москвой.
И пошёл на захват только после того, как получил твёрдую поддержку.
Но какой бы ни была эта поддержка Путина, самому Лукашенко в его международных делах она никак не поможет. Путин не авторитет на Западе. Скорее, наоборот, такая поддержка сродни Каиновой Печати.
И потому Александру Григoрьевичу суждено отныне и навеки быть изгоем, нерукоподаваемым политическим деятелем, а его стране стать жертвой санкций и изоляции, которые очень существенно осложнят ей жизнь.
Но и это не мог не понимать Лукашенко, решаясь на свой поступок.
И потому можно начинать с уверенностью говорить, что дни президентства Александра Григорьевича близятся к концу, как и независимость самой Беларуси.
До её вхождения в состав России остаётся совсем немного.
Но вот поздравить её с этим событием как-то не хочется.
Автор Ехидный Douglas
Публицист.ру