Была ли родственница Чехова шпионкой? «Ольгу Чехову допросили в тюрьме НКВД. А затем… отпустили. Это ли не факт в пользу того, что она была нашим агентом», - говорит продюсер Рауф Атамалибеков, изучивший историю русско-германской актрисы и, по слухам, шпионки.
У Оленьки Чеховой, племянницы супруги Антона Павловича Чехова, было много достоинств: хороша собой, умна, не без актёрских способностей. Но самым главным её талантом до конца жизни считалось умение сводить с ума мужчин. Родственники называли Оленьку авантюристкой. Первый блин - первая любовь - вышел у Оленьки комом. Племянники Антона Павловича, Владимир и Михаил Чеховы, трепетали при виде молоденькой родственницы. Оленька предпочла Михаила, начинающего актёра. «Я была без ума от него», - признавалась в своих мемуарах «Мои часы идут иначе» Ольга. Увы, когда в семье появилась дочка Адочка, Михаил Чехов стал не просто погуливать, а приводил в дом любовниц прямо при жене.
Ольга решительно поставила крест на семейной жизни и… в начале 1920-х гг. отправилась в Германию. Первые роли в театре, приглашение в кино - актриса из России вдруг стала нарасхват у местных кинопродюсеров. Хотя по-немецки она не знала ни слова (в конце концов язык Чехова всё-таки освоила).
Но вот в Германии к власти пришли нацисты, и девушка с русской фамилией вдруг стала… «государственной актрисой» Третьего рейха и любимицей Гитлера. «Хоть она и носила фамилию знаменитого писателя, в девичестве-то она была Книппер, немкой. Соответственно проблем в нацистской Германии у неё быть не могло, - считает Р. Атамалибеков. - Фамилию Чехова Ольга оставила потому, что в ХХ в. она превратилась в мировой бренд, и Антон Чехов воспринимался не только как великий русский писатель, но и как мировой классик. И Ольга страстно мечтала быть Чеховой - по сути, стать тёзкой жены Антона Павловича, великой актрисы Ольги Книппер-Чеховой».
О своём знакомстве с фюрером сама Ольга рассказывала так: «В январе 1933 г. Гитлер становится рейхсканцлером, а доктор Йозеф Геббельс - рейхсминистром народного просвещения и пропаганды. Изменившиеся нравы этого Третьего рейха дают о себе знать необычным приглашением: в один прекрасный день мама сообщает мне на студию по телефону, что меня ждут во второй половине дня на приёме у господина министра пропаганды. Будет фюрер… Моё первое впечатление о нём: робкий, неловкий, хотя держит себя с дамами с австрийской любезностью. Поразительно, почти непостижимо его превращение из разглагольствующего зануды в фанатичного подстрекателя, когда он оказывается перед массами».
Ходили слухи, что Чехову с Гитлером связывала не просто дружба, хотя сама актриса этот факт опровергала и злилась, когда её об этом кто-то спрашивал. Правда, как говорят, в ставке у фюрера для Чеховой всегда была приготовлена отдельная комната. «Чехова действительно была фавориткой Гитлера, - говорит Р. Атамалибеков. - Но не думаю, что она была его любовницей. Те материалы, которые я читал и видел, говорят о том, что Гитлер симпатизировал Ольге как актрисе. Она была очень красивой, популярной женщиной и пользовалась успехом у мужчин, в том числе и у Геринга. Но были два человека, которые её не любили, - это Гиммлер и Геббельс. Последний к ней «подкатывал», но получил от ворот поворот». Геббельс действительно Чехову не сильно жаловал, да и она отзывалась о нём не в лестных тонах: «Пытается избавиться от комплексов, вызванных косолапостью и маленькой, абсолютно негерманской фигурой, тем, что, используя пост министра, норовит переспать со всеми рослыми и смазливыми актрисами». На одном из приёмов Геббельсу всё же удалось спровоцировать Чехову, за что она чуть было не поплатилась. В Берлине устраивали приём по случаю будущего взятия Москвы фашистами. Оленька блистала - за ней ухаживали лучшие мужчины Германии. Вдруг откуда ни возьмись рядом с ней возникла фигурка Геббельса: «Как вы думаете, Ольга, Рождество мы будем отмечать в Москве?» Чехова отрезала: «Нет, не будем». Геббельс поинтересовался, почему. На что Чехова, не моргнув глазом, ответила: «Перед опасностью русские будут солидарны как никогда!»
«Ольга играла в немецком театре, кино, была популярна, - продолжает Р. Атамалибеков. - Она не допускала громких заявлений о политике, выступала на Восточном фронте в составе агитбригад немецкой армии. Была вполне лояльна к немецкому режиму. К тому же уехала она из России в 1920-х гг. Но Гиммлер её всё-таки подозревал».
Весной 1945 г. Генрих Гиммлер, про которого Чехова писала: «Похожий на землемера на пенсии… топчется и чувствует себя явно не в своей тарелке, когда же видит меня в глубоком декольте, каменеет от изумления», решил, что фрау Ольга вконец зарвалась и её пора бы арестовать. Чеховой незамедлительно доложили о планах «землемера». В одно прекрасное утро Гиммлер с подопечными постучался к ней в дверь. Хозяйка любезно пригласила господ зайти. Гиммлер переступил порог гостиной и замер. В кресле, попивая кофе, сидел сам Гитлер… Гиммлер извинился и откланялся.
...агент Берии?
Официально Чеховой в Германии обвинений предъявлено не было. Но за глаза многие говорили, что их «государственная актриса» - шпионка Сталина. Сама Чехова так ни разу и не проговорилась на эту тему.
«Я думаю, что Ольга Чехова была как минимум агентом влияния, - уверен Р. Атамалибеков. - Но, вполне возможно, она была настоящей разведчицей и работала на НКВД».
В пользу этой версии говорит немало фактов. Перед отъездом в Германию, по слухам, Чехову вызвали в ОГПУ «для консультации». А сын Берии Серго Гегечкори написал, что Чехова работала на его отца: «Чехова была связана с моим отцом много лет… Я знаю, кто её вербовал и на каких основаниях это делалось, но не считаю себя вправе говорить о таких деталях из биографии разведчицы».
После взятия Берлина О. Чехову забрали офицеры Красной армии. Её переправили в Москву. «В столице Ольгу допрашивали во внутренней тюрьме НКВД. Говорят, что Берия лично был на допросе», - рассказывает Р. Атамалибеков.
Чеховой даже удалось прогуляться по городу. Эта прогулка запомнилась ей на всю жизнь. На улице к ней подбежала девушка и с криком «Предательница!» плюнула в лицо. «Её допросили, а затем отпустили - это ли не факт в пользу того, что Чехова была агентом НКВД, - говорит Р. Атамалибеков. - Ведь в то время невинных людей расстреливали по малейшему подозрению. А тут фаворитку Гитлера вдруг взяли и отпустили. Странно!» В том же 1945-м Чехова благополучно вернулась в Германию.
Она мечтала приехать на Родину, писала письма родным, друзьям. Но те, испугавшись последствий общения с «подружкой Гитлера», ответили, что ехать пока не нужно. «Она прожила большую жизнь, - продолжает Р. Атамалибеков. - У неё была своя косметическая линия. Скончалась Ольга в 82 года в своей постели от рака мозга».