закрепила в бюджетном компромиссе Клинтона и республиканского большинства в Конгрессе в середине 1990-х («the era of big government is over») и с которым начала прощаться с победой Трампа над республикансими традиционалистами.
Пакет Байдена - это не просто рекордные по размеру допольнительные расходы. (Они рекордные в мирное время и сравнимые с расходами во время больших войн.) Это пакет мало похож на "антикризисный пакет Обамы" 2009 года.
Во первых, он значительно проще, хотя и намного больше: значительная часть пакета - это просто прямые трансферы гражданам, причём деньги получат подавляющее большинство американцев (бедные - больше на человека, см. график).
Во-вторых, в нём нет, как было у Обамы, снижения налогов - наоборот, в принятом законе налоги слегка растут. Зато восстанавливаются - через тридцать лет, прямые выплаты беднейшим семьям на детей. Это не возвращение "велфэра" в том виде, в котором он существовал до 1995 года, но это большой шаг в ту сторону.
При этом план у Байдена такой - меры, прописанные в принятом законе временные. Но он так популярен (очень - гораздо популярнее большинства реформ последних десятилетий), что он может обеспечить демократам победу на выборах в Конгресс в 2022 году и тогда уже программы трансферов (не кризисных, а детям бедных семей) будут закреплены.
Надо сказать, что даже если республиканцы возьмут Палату представителей в 2022 (что, скорее, вероятно - традиционно, президентская партия теряет места в Конгрессе), то программы, вероятно, сохранятся.
Это крайне непопулярно - отменять социальные программы, тем более в новой, трампистской республиканской партии - бюджетный дефицит больше не проблема, соцрасходы - не враг.
То, с какой скоростью Америка двинулась влево - сюрприз. Политика Байдена - левоцентристская, но не потому что левые сдвинулись в центр, а потому что "революция Трампа" сдвинула всю республиканскую партию влево и, значит, сильно сдвинула центр влево. Относительно этого нового центра Байден - левоцентрист.
Глядя на "большие волны" американской политики, теперь лет 20, целое поколение, не меньше, будет продолжаться движение влево. (Если в 2024 победит республиканец, он будет значительно левее, чем основные кандидаты 2016 - кроме кандидата Трампа.) Мягкая денежная политика, социальные программы, какое-то повышение налогов.
Потом, конечно, будет и свой Рейган и новый "правый поворот", но сейчас до этого далеко.