Это история о злобе, жестокости и мести, но больше всего это история о недостатке воображения. Почти десять лет назад Михаил Ходорковский, тогда владелец компании ЮКОС и самый богатый человек России, совершенно неверно оценил последствия противостояния Владимиру Путину, бывшему тогда президентом России. Путин Ходорковского арестовал, совершенно неверно оценив последствия этой посадки в тюрьму.
За восемь лет в заключении Ходорковский стал фигурой, наделенной наибольшим доверием общественности в России и самым большим политическим долгом Путина. До тех пор, пока у власти в России Путин, а Ходорковский продолжает вести себя, как Ходорковский, Ходорковский останется в тюрьме,а Путин будет продолжать боятся его.
С того момента как Путин посадил Ходорковского в тюрьму, российский лидер никогда не отрицал, что это было его личное решение, было ясно, что Ходорковский не будет освобожден, пока не откажется от своих активов и не покинет страну, как Гусинский. Было также ясно, что Ходорковский не будет делать этого. Был ли Путин готов держать его в тюрьме неопределенное время?
Команда лучших российских адвокатов в Москве, Лондоне, Страсбурге и Нью-Йорке восемь лет борются с непреодолимыми препятствиями ради своего подопечного Ходорковского. По их словам, законы принимаются порой специально для того, чтобы стало возможным его уголовное преследование, а также корректируются задним числом для того, чтобы преследование продолжалось.
В мае 2011 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге вынес решение по первой из десятков жалоб Ходорковского; решение было по большей части благоприятным для Ходорковского и может даже рассматриваться как требующее его освобождения.
Но адвокаты убеждены, что Россия будет просто подстраивать свои законы так, как это будет необходимо того, чтобы они никак не соответствовали духу решения ЕСПЧ.
Совершенно ясно, почему Ходорковский продолжает оставаться за решеткой. Возможно, оказавшись на свободе, он сплотит вокруг себя массы людей. Его семья и друзья обещают уговорить его покинуть страну как только он освободится, так как опасаются за его жизнь. Однако маловероятно, что они преуспеют в этом сейчас, раз им не удалось этого перед арестом...
Маша Гессен, Vanity Fair, апрель 2012
khodorkovsky.ru
khodorkovsky.ru