Угур Шахин никогда не терял уверенности. Вакцина обладает практически идеальными характеристиками, рассказывал основатель и генеральный директор Biontech несколько недель назад изданию WirtschaftsWoche. Теперь за словами следуют факты: согласно последним данным, которые прошли независимую оценку, эффективность вакцины превышает 90%. Кроме того, отсутствуют «серьезные опасения в области безопасности». На данный момент выявлено 94 случая заражения.
Заявка на регистрацию в США должна быть подана на следующей неделе. До конца этого года Biontech, по опубликованной ранее информации, планирует произвести около 50 миллионов доз вакцины.
Другие независимые ученые с восторгом отреагировали на эту новость. Руководитель инфекционного отделения университетской клиники Кёльна профессор Герд Феткенхойер сказал: «Это великолепные и многообещающие новости. Невероятно, что за такое короткое время достигнут такой прогресс в разработке вакцины и клинических испытаниях, продлившихся несколько месяцев».
Об удивительных результатах говорит и Флориан Краммер, профессор отделения микробиологии Медицинского центра Маунт-Синай в США.
Более сдержанно отреагировала руководитель Института тропической медицины университетской клиники Гамбург-Эппендорф Марилин Аддо: «Это интересные первые сигналы, о которых мы, однако, узнали лишь из пресс-релиза». Первичных данных пока нет, следует дождаться точной информации.
Первая вакцина от коронавируса — это прежде всего успех 55-летнего Угура Шахина и его супруги Озлем Тюречи. Оба выросли в семьях турецких мигрантов, оба вместе строили Biontech. Тюречи отвечает за клинические разработки. Будучи главным исследователем, она играет ключевую роль в борьбе с вирусом.
А начинали супруги с поиска вакцин против рака. Но в январе этого года эта работа ушла на второй план. В журнале Lancet Шахин прочитал научную статью о новом заболевании из Китая, которое стремительно распространяется и поражает легкие. «Я был встревожен», — рассказывает медик и директор Biontech.
Быстрее большинства экспертов, в том числе ученых из Института Роберта Коха, Шахин понял, что что-то надвигается. Он проанализировал образцы и принял во внимание факторы, указывающие на то, что инфекция не останется локальной и будет распространяться по всему миру. Шахин быстро созвал членов правления и совет директоров. Через несколько дней у них появилась стратегия, как можно искоренить новое заболевание, впоследствии получившее название Sars-Cov-2.
Был оперативно запущен проект Lightspeed. Дело, на которое ученым обычно требуется несколько лет, было сделано за несколько месяцев — в том числе благодаря партнерству Biontech с американским концерном Pfizer. Совместными усилиями Pfizer и Biontech сопротивлялись желанию американского президента Дональда Трампа ускорить разработку вакцины в ущерб безопасности.
После публикации недавних данных стоимость акций компании Biontech выросла более чем на 20%. В выигрыше от этого остался и лично Шахин. Доля директора в компании составляет 18%. После основных владельцев Томаса и Андреаса Штрюнгманов, которые в свое время построили крупнейшую фармкомпанию Hexal, он является вторым по величине акционером Biontech.
Теперь Шахин входит в список богатейших немцев, и его состояние скоро существенно вырастет. Но это, по собственным словам, его не интересует.
«Стоимость моего пакета акций меня не интересует. Мы хотели создать компанию, сопоставимую с гигантами биотехнологической отрасли, такими как Amgen или Genentech. Мы хотим создавать долгосрочные ценности. Вот что меня интересует».