Республиканцы под предводительством "политического дебошира" Дональда Трампа имеют мало шансов на Белый дом, и одно выдвижение кандидатом в президенты США подобной фигуры наносит удар по репутации американской политической системы. "Взлет Трампа вписывается в теории Китая и России о преимуществах авторитаризма". На взгляд Каспарова, внешняя политика Трампа станет катастрофой, позволив Путину еще больше расхрабриться.
Вашингтон остается незаменимым стражем глобального порядка, поэтому исход президентских выборов в США имеет колоссальное значение для остального мира, особенно теперь, когда кандидатом от Республиканской партии почти наверняка станет Дональд
Трамп.
Трамп - "не консерватор и даже не республиканец. В его платформе левый экономический популизм перемешан с крайне некрасивым правым национализмом". Его внешнеполитическая доктрина - "воинственный изоляционализм".
Сам Трамп заявляет, что хочет вернуть Америке былое величие. "Но по большей части он станет сочетать старомодный изоляционизм с откровенным национализмом".
Трамп хочет, чтобы союзники
США в Европе и Азии оплачивали содержание американских войск, "ничуть не обеспокоится, если страны типа
Японии и Южной Кореи создадут свои атомные бомбы", и является "почитателем российского президента Путина". "Торговые соглашения, которые будут сочтены вредными для американского бизнеса и рабочих мест (то есть, почти все), будут разорваны, а импорт из Китая - обложен новыми пошлинами".
Фактически Трамп предлагает демонтировать глобальную структуру, выстроенную США после
Второй мировой, "как будто Pax Americana (доктрина внешнеполитического господства США. - Прим. ред.) была чисто альтруистической затеей", пишет автор. На деле "данные правила и институты встроили национальные интересы США в международную систему", а "процветание и безопасность Америки невозможно отделить от ее превосходящей глобальной мощи".
"Дональд Трамп стал наиболее вероятным кандидатом в президенты от республиканцев. Большинство избирателей-республиканцев отвергли нескольких самых сильных на моей памяти претендентов ради бизнесмена, практически не имеющего четких убеждений и политических знаний".
"Самый обнадеживающий вариант восприятия этой ситуации - предположить, что избиратели-республиканцы видят в Трампе проводника возрождения Америки. Они националисты в душе, которые видят, что США отступают на мировой арене, а экономика страны не позволяет поднять зарплаты. В отличие от французов или японцев, они не собираются принимать упадок без боя".
Не исключается, что "возобновление экономического роста более вероятно при президенте Трампе, чем при президенте Клинтон", но его "внешнеполитические инстинкты вызывают гораздо больше тревоги". Трамп разделяет стремление Обамы удалиться от мирового лидерства, пусть даже командует отступлением в одежде с надписью "
Америка прежде всего" и с увеличенным оборонным бюджетом.
Чтобы подавить "Исламское государство", ему понадобится отправить в бой гораздо больше военнослужащих, чем он утверждает, и он наивен в отношении угрозы, которую представляет для Европы Владимир
Путин. Его торговая политика беспечна и либо встретит отпор в мире, либо приведет к всемирной рецессии.
Необходимость выдвижения Дональда Трампа единым кандидатом от партии породила смятение в рядах республиканцев. Теперь миллиардеру предстоит объединить под своей рукой Республиканскую партию, найти кандидата в вице-президенты и продумать детали кампании против Хиллари Клинтон.
"Радость? Энтузиазм? Эйфория? Ничего подобного. Многих республиканцев охватил ужас. В интервью, в интернете и статьях они выплескивают свое раздражение, почему именно Трамп, который долгое время топтал ногами партийные принципы, должен стать ее номинантом".
Многие опасаются, что Республиканская партия во главе с политическим дебоширом имеет мало шансов в борьбе за Белый дом.
Насущным вопросом для Трампа становится выбор кандидата в вице-президенты, говорится далее: он должен иметь то, чего нет у Трампа, - надежность и опыт. Губернатор штата Огайо Джон Кейсик или губернатор Флориды Рик Скотт могли бы восполнить отсутствие у него политического опыта. Правда, некоторые, как, например, губернатор штата Нью-Мексико Сюзанна Мартинес (с помощью которой Трамп мог бы увеличить поддержку среди женщин и латиноамериканцев) уже дали понять, что не горят желанием быть "номером два" при президенте Трампе.
Что касается стратегии предвыборной борьбы с Клинтон, то Трамп полагает, что ее уязвимой точкой является мировая торговля: он заявил, что планирует пересмотреть механизмы торговых отношений с Китаем и другими странами.
"Никто не верит в то, что
Трамп откажется от грубовато-агрессивного тона во время финальной борьбы с Клинтон. Наверняка он будет выставлять Клинтон не иначе как часть якобы коррумпированного вашингтонского истеблишмента. Кроме того, он может разыграть против нее такую карту, как секс-аферы ее супруга Билла", - допускают журналисты.
Осуждая коммерческий изоляционизм Дональда Трампа, журнал The Economist поставил его на 6-е место в шкале угроз мировой экономике, пишет Филипп Жели в газете Le Figaro . Правительства многих стран мира еще не до конца поверили, но уже напуганы последствиями, к которым может привести приход в Белый дом взбалмошного миллиардера.
В среду Дональд Трамп, стремящийся приблизить свой имидж к президентскому, в ходе первого выступления по проблемам внешней политики дал некоторые ответы на вопросы. Трамп уверен, что мир организуется в соответствии с принципом: "Америка прежде всего" (America First). Лозунг с душком: так называлось изоляционистское и антисемитское американское движение в 1940-1941 годах, которое выступало за примирение с Гитлером. "Быть может, это следует списать на неопытность Трампа, - замечает Жели, - ведь он только начинает окружать себя профессионалами: до последнего времени он сам себе был советником".
Цели и методы Трампа пока еще не ясны. Он хочет отойти как от интервенционизма Джорджа Буша, так и от мягкости Барака Обамы. "Верьте мне, - говорит Трамп, - я единственный, кто способен навести в мире порядок". Будет ли этих слов достаточно, чтобы успокоить напуганных тем фактом, что магнат в сфере недвижимости встанет во главе самой большой армии и самого большого ядерного арсенала в мире? Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер отреагировал на речь Трампа, подчеркнув, что ни один американский президент не сможет обойти новые международные реалии и что лозунг "
Америка прежде всего" не поможет дать ответ на все вопросы.
Но в первую очередь у всего остального мира вызывает растерянность личность кандидата-республиканца. "Он не глупый, - отмечает Питер Мендельсон, бывший министр при Тони Блэре и Гордоне Брауне, - но он полон презрения и лишен совести". Что станет с его "медовым месяцем" с Владимиром Путиным после первой встречи с глазу на глаз этих двух собеседников с болезненным эго? Трамп уже оскорбил китайцев, заявив, что они понимают только силу. И у него вряд ли получится помириться с королем Саудовской Аравии, которого он обозвал "старым кретином".
Выдвижение Трампа кандидатом в президенты от Республиканской партии - сокрушительный удар по репутации американской политической системы и демократии в целом, полагает обозреватель The Washington Post Энн Эпплбаум.
Взлет Трампа прекрасно вписывается в теории Китая, России и других о преимуществах авторитаризма. Так, официальный Пекин утверждает, что китайская система дает ход более компетентным лидерам и снижает угрозу нестабильности.
В России режим неустанно твердит гражданам, что демократия ничем не отличается от диктатуры. Автор пересказывает эти аргументы так: "У нас есть олигархи - и у них тоже; наша политика делается, по сути, ради денег, и у них тоже; толки американцев об идеях и идеалах, толерантности и демократии - одно притворство". Успех Трампа тоже рассматривается как подтверждение этой теории.
Раньше было трудно оспаривать политическую систему
США, так как "даже на худших выборах у нас побеждали люди с последовательным мировоззрением и политическим опытом". "А теперь, когда система возвысила нелепого демагога, совершенно неквалифицированного, она внезапно кажется не просто опороченной, но и смехотворной. И это лишь начало: "эффект Трампа" еще много лет будет отскакивать рикошетом во всем мире так, как мы пока и вообразить себе не можем".
Российский оппозиционный активист
Гарри Каспаров осудил взлет Трампа, назвав это американской версией "путинизма", сообщает Politico. "Мы наблюдаем атаку на американский образ жизни и демократию".
По словам Каспарова, наступление на американские идеалы идет с обоих полюсов политического спектра. В экономическом отношении это делают сторонники Берни Сандерса - "возрождают социализм", сказал он. А взлет Трампа - "атака на свободу".
На взгляд Каспарова, внешняя политика Трампа станет катастрофой и лишь побудит Путина расхрабриться.
"Какова главная надежда Путина? Дональд Трамп, - сказал
Каспаров. - Вот способ ослабить американскую демократию и трансатлантические отношения".
Каспаров, не чинясь, раскритиковал президента Обаму и госсекретаря Керри. "Боюсь, если Керри и Лавров пробудут в одной комнате слишком долго, Керри вернет России Аляску", - сказал активист.