Директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб рассказал обозревателю «Известий», почему театр должен быть остросоциальным и работать на конкурсной основе.
В этом сезоне «Балтийский дом» отмечает 20-летие. Его предшественнику, Театру им. Ленинского комсомола — 75-лет. С какими мыслями и настроениями празднуете сразу две юбилейные даты?
— Меня сегодня беспокоят три проблемы. Первая, и главная — каким должен быть театр. Мы все тщетно пытаемся придумать некую общую модель, но это большая ошибка. Истина, мне кажется, в том, что театры должны быть разные: во главе одного должен стоять худрук, во главе другого — директор. Есть театры, где основная созидательная энергия исходит от творческой единицы, и есть коллективы, в которых работают иные механизмы и способы организации театрального дела. То же касается и разнообразия способов формирования труппы по принципу срочных или бессрочных контрактов. Театр — это живой, изменчивый организм, а служба в нем — это дисциплина, соблюдать которую готовы не все. Кто-то предпочитает стабильность и социальную защиту, кто-то — свободу.
А вторая проблема?
— Ее обсуждали на шестом съезде Союза театральных деятелей, который прошел в Москве в октябре: зачем сегодня вообще нужны театры. Востребован ли театр как художественный и общественный элемент? Я, например, понимаю, для чего нужна скорая помощь и за что платят медсестре. А почему нужно платить театрам? Без врачей заболеешь — и помрешь, а без артистов худо-бедно, но все-таки можно прожить.
Но разве искусство не отвечает за нравственное здоровье общества?
— Ну, образование тоже за это в ответе. А именно люди театра должны постоянно отвечать на вопрос: кому мы нужны кроме самих себя? Знаете, есть старый пример: фабрика сто лет делает калоши, которые давно уже никто не покупает, но работникам нравится процесс.
Вы готовы предложить театрам способ доказать свою состоятельность?
— Говорите с людьми на темы, которые их действительно волнуют! Мне в этом плане всегда был близок злободневный политический театр. Когда я в советское время работал завлитом, мы «пробивали» проблемные пьесы Разумовской, Гельмана, Шатрова, Арбузова, Вампилова. Сегодня западный театр все больше поворачивается к остросоциальным проблемам, к тому, что происходит за окном, что касается каждого. Я давно и с большим нетерпением жду появления достойной современной пьесы, которая отражает и объясняет наши, отечественные реалии.
Из неназванных проблем осталась...
— ...Проблема лидерства. Она останется актуальной для любого театра до тех пор, пока в нем не появится настоящий лидер, который будет приходить на работу с утра и уходить поздно вечером, и даже ставить в своем кабинете раскладушку на ночь. Наше театральное сообщество с ностальгией говорит сейчас об утраченном бренде русского репертуарного театра, о сбитой системе координат. В советское время, при всех плюсах и минусах, в театрах было главное: ощущение одной большой театральной семьи, или «коммунальной кухни», где друг друга подчас ненавидели, но последний рубль готовы были отдать.
Откуда же взяться такому лидеру и такой атмосфере сегодня?
— Я бы предложил заключать срочные контракты с главными режиссерами, худруками и директорами. Так работают в Европе, и в этом есть рациональное зерно. Нам тоже стоит практиковать регулярную сменяемость театрального руководства. Но решать, кого снять, а кого назначить, когда и почему, должна не правительственная комиссия, и не театральные критики. Мои педагоги учили, что театральный критик не имеет права входить в театр со служебного входа, дабы не поддаться соблазну пытаться «вершить судьбы» театров и избежать излишней предвзятости в оценке театральной «продукции». Я — за объективный механизм обновления руководства театров. Причем, на конкурсной основе.
Конкурс в театре — это как?
— Пусть кандидаты приходят в театр каждый со своей программой — внятной, четко изложенной, по пунктам обоснованной — и соревнуются, чья лучше. В комиссию должны входить представители труппы и учредителей театра, авторитетные люди в мире искусства. Это даст каждому театру возможность регулярно «обновлять кровь», скажем, раз в пять лет. При одном непременном условии: предоставить каждому руководителю право формировать собственную команду, административную и творческую, и тоже по конкурсу. Но, подчеркиваю, это один из возможных вариантов.
В «Балтийском доме» уже готовы на такое пойти?
— Если завтра в нашем театре объявят конкурс, я, во-первых, подумаю, стоит ли мне в нем участвовать. Я все-таки уже 15 лет театром руковожу, а это довольно тяжелый труд. Во-вторых, если кто-нибудь предложит нам действительно яркую и интересную программу, позволяющую сохранить все то хорошее, что мы создали, то очень может быть, что я даже поаплодирую этому человеку. Я же понимаю, что ничего вечного не бывает, и долгое сидение на одном месте не способствует прогрессу. Наверное, мне будет немного обидно. Но этот путь правильный. Новая энергия и честные выборы — вот что нужно театру!