В понедельник Северная Корея пригрозила сбивать американские военные самолеты, сказав, что заявления президента Трампа, предполагающие, что он может уничтожить Северную Корею и ее руководство, - это "объявление войны", пишет The New York Times.
"Поскольку
США объявили войну нашей стране, у нас есть полное право принять ответные меры, в том числе право сбивать стратегические бомбардировщики США, даже когда они не находятся в границах воздушного пространства нашей страны", - заявил министр иностранных дел Северной Кореи Ли Ён Хо по окончании сессии ГА ООН.
В последний раз Северная Корея сбила американский военный самолет в 1969 году: погибли все члены экипажа самолета-шпиона - 31 человек. "Сейчас способность Северной Кореи реализовать свою угрозу ограничена, - отмечают журналисты. - Ее ВВС устарели, недостаточно подготовлены, и им часто не хватает топлива. Но эта угроза усилила опасения, что Пхеньян и Вашингтон стремительно приближаются к возможному вооруженному конфликту".
Упоминание Ли об объявлении войны, кажется, относится к заявлению Трампа в Twitter на выходных, что руководству Северной Кореи, возможно, "недолго осталось", если оно будет продолжать свои угрозы.
"Но в своем твите
Трамп, кажется, пошел дальше, предположив, что простые угрозы, а не военные атаки, могут заставить его стереть страну с лица земли. Было ли это одной из характерных для него вспышек гнева или стратегическими усилиями по запугиванию Северной Кореи, неясно даже некоторым из его советников", - говорится в статье.
Северных корейцев трудно запугать, указал эксперт по Корее, бывший заместитель помощника госсекретаря Эванс Дж.Р.Ревир, и добавил: "Они не привыкли к тому, что американский президент говорит такие вещи. Они также мастерски умеют отвечать, когда нападают на их лидера".
Пресс-секретарь Пентагона сообщил журналистам в понедельник, что, если Северная Корея не прекратит провокационные действия, "мы примем все меры, чтобы предоставить президенту варианты для решения проблемы Северной Кореи".
"Сложно представить более жесткую - и опасную - риторику, чем слова, которыми перебрасываются лидеры США и Северной Кореи", - пишет Джеральд Ф.Сейб в газете The Wall Street Journal. Может показаться, что опции, которыми теперь располагают США, такие же жесткие: тотальный военный конфликт или принятие продвижений Северной Кореи в ядерной сфере. На самом деле, в американском инструментарии есть более креативные опции, заключил журналист, пообщавшись с экспертами.
Во-первых, экономическое удушение, говорится в статье. Администрация Трампа уже объявила санкции по изоляции банков и компаний, которые ведут бизнес с Пхеньяном. "Но есть и другие шаги - несомненно, провокационные, - пишет автор. - ВМФ США может начать более интенсивно патрулировать воды вблизи Северной Кореи, чтобы перехватывать суда, доставляющие товары в северокорейские порты".
Во-вторых, "неконвенциональная война: в оборонных кругах этот подход называют "некинетической" войной", пишет Сейб. Речь идет о кибератаках, которые помешают Северной Корее продолжать ее ракетно-ядерные исследования и использовать ее оружие, а также нанесут ущерб коммуникациям.
"Подрывная деятельность и психологическая война", - продолжает перечислять автор. Распространение в этой закрытой стране современных коммуникационных технологий уже прорвало официальную пропаганду месседжами из внешнего мира.
"Сбить ракету: США могут попытаться подстрелить одну из баллистических ракет, запущенных Северной Кореей", - говорится далее. В статье рассказывается, какие средства для этого есть у Пентагона.
Наконец, "интенсифицированная дипломатия". Как сказала автору Мишель Флурной, при Обаме заместитель министра обороны США, "какие бы опции администрация ни выбрала для увеличения давления на Северную Корею, это давление должно куда-то вести. Это "куда-то", вероятно, является дипломатией, направленной на заморозку программ вооружения Северной Кореи". В частности, Флурной предлагает назначить высокопоставленного представителя президента в Китае, чтобы он занимался конкретно северокорейской проблемой. Только так может появится план заморозки северокорейских программ - либо США следует готовиться к военному решению проблемы, сказала Флурной.
Когда в геополитике переходят от стадии конфронтации с военными маневрами к стадии обмена косвенными оскорблениями в ООН, это значит, что напряженность начитает снижаться, полагает обозреватель Le Figaro Рено Жирар.
8 августа 2017 года Дональд
Трамп пообещал "огонь и ярость" Северной Корее, в случае если она продолжит свою программу по вооружению ядерными баллистическими ракетами. 29 августа молодой северокорейский диктатор Ким Чен Ын ответил запуском межконтинентальной баллистической ракеты, говорится в статье.
Китай и Россия призывают США возобновить дипломатический диалог с этой маленькой сталинистской и воинственной страной (25 млн жителей, территория - четверть французской). Пекин и Москва предлагают следующую сделку: прекращение Пхеньяном ядерных и баллистических испытаний в обмен на приостановку американских маневров. Но Вашингтон отказывается, указывает автор.
Сегодня кажется очевидным, что США не станут вести превентивную войну против Северной Кореи: их последняя превентивная война - вторжение в Ирак 2003 года - стала катастрофой. Столь же очевидным сегодня представляется тот факт, что Северная Корея в 2003 году вышла из ДНЯО, намереваясь стать признанной ядерной державой, наряду с Индией и Пакистаном, отмечает обозреватель.
В сложившейся тяжелой ситуации автор винит администрацию Джорджа Буша-младшего. В 2002 году он поставил Северную Корею в один ряд с Ираком и Ираном, провозгласив "ось зла", но затем ошибся с выбором мишени: во имя борьбы с "оружием массового уничтожения" неоконсерваторы воевали с Ираком, у которого его не было, вместо того чтобы заняться Северной Кореей, говорится в статье. Сегодня, когда Пхеньян располагает бомбой, уже поздно действовать военными методами.
Но
Америка еще не сказала последнего слова, пишет автор, прогнозируя "двойное гибкое реагирование". С одной стороны, она будет действовать через Китай. Достаточно пригрозить китайским компаниям, что всем, кто продолжит торговать с Северной Кореей, будет запрещено вести дела с Америкой и проводить транзакции в долларах. С другой стороны,
США запустят знаменитую "звездную войну", дорогую сердцу покойного президента Рональда Рейгана. С геостационарного спутника возможно дезориентировать наведение любой ракеты в фазе взлета, считает Жирар.
Однако подобный технический прогресс запустит новую нежелательную гонку вооружений между Вашингтоном, Пекином и Москвой, отмечает журналист.
"Пока Дональд Трамп и Ким Чен Ын обмениваются оскорблениями и угрожают войной, калифорнийские власти восприняли всерьез угрозу обмена ядерными ударами", - сообщает Яна Винтер в Foreign Policy.
Лос-анджелесский Объединенный разведывательный центр в прошлом месяце выпустил бюллетень с предупреждением, что ядерная атака на Южную Калифорнию будет "катастрофической", и призывом к властям региона доработать планы реагирования.
16-страничный бюллетень с пометкой "только для служебного пользования" был распространен среди персонала местных, калифорнийских и федеральных агентств, а также Министерства национальной безопасности и других федеральных структур по всей стране. Задача - как можно шире распространить информацию, "поскольку в реагирование на возможные атаки вовлечены многие агентства, персонал которых зачастую не имеет доступа к секретной информации", говорится в статье.