В годовщину введения "антисанкций" Россия начала противоречивую кампанию по уничтожению контрабандного мяса, молочных продуктов и полуфабрикатов при помощи мобильных крематориев, самосвалов, землеуплотнителей и мясорубок, пишут СМИ. Многие россияне ошарашены, ведь они не понаслышке знают, что такое дефицит продуктов. Дмитрий Песков выразил сомнения в подлинности 270 тысяч подписей под петицией протеста.
"Путин проигрывает, швыряя еду в некрасивой драке", - так озаглавлен комментарий Леонида Бершидского в The Bloomberg View.
Российский президент начал новую кампанию в пропагандистской войне с Западом: это широко освещаемое уничтожение импортных продуктов, запрещенных российскими властями в отместку за западные санкции, но на сей раз электорат не вполне поддерживает Путина, считает обозреватель.
Путин хочет, чтобы продовольственное эмбарго стимулировало отечественных производителей и наказывало западные фирмы, поэтому он велел уничтожать все запрещенные продукты, перехваченные на российских границах.
Это решение ошарашило многих россиян: они вспомнили о длинных очередях в 1980-е и о голоде в блокадном Ленинграде. Более 280 тыс. человек подписали в интернете петицию с просьбой отменить указ об уничтожении продуктов, а конфискат передавать нуждающимся. "Но правительство Путина - словно танк без заднего хода. Государственные телеканалы рьяно освещают президентский указ и его выполнение на практике", - говорится в статье.
"Я ожидаю, что неэффективность кампании сравнится с ее гротесковостью, - пишет Бершидский. - Интересно, о чем думает Путин. Каким бы высоким ни был его рейтинг, он не может позволить себе выглядеть смешным, когда экономическое положение ухудшается. Иначе он нарушит такое же суровое табу, как запрет выбрасывать еду".
"Год спустя после введения эмбарго на западные продукты питания Россия начала противоречивую кампанию по уничтожению всего контрабандного мяса, молочных продуктов и полуфабрикатов при помощи мобильных крематориев, самосвалов, землеуплотнителей и мясорубок", - пишет Кортни Уивер в The Financial Times. К середине четверга Россельхознадзор сообщил, что уже уничтожено 55 т персиков, нектаринов и помидоров в Смоленске, 20 т сыра в Оренбурге и 9 - в Белгороде, а в Москве изъято 28 т мясной продукции из Канады, Нидерландов и Германии и 28 т польских яблок и помидоров.
Если раньше эти запретительные меры в шутку называли войной с прошутто и пармезаном, с началом новой кампании они приобрели более зловещий оттенок, отмечает автор, сообщая, что один депутат Госдумы предложил ввести наказание за ввоз санкционных продуктов до 12 лет лишения свободы, а молодежные активисты проводят рейды в супермаркетах в поисках запрещенных европейских и американских товаров.
"Эта кампания также подняла вопросы о сознательном уничтожении продовольствия в стране, где более десятой части населения живет за чертой бедности и многие пережили голод в период Второй мировой войны и дефицит продуктов в советское время", - подчеркивает Уивер.
"Я не понимаю, как в стране, пережившей страшный голод войны и жуткие послереволюционные годы, можно уничтожать продукты питания", - написал у себя в Twitter прокремлевский телеведущий Владимир Соловьев.
Более 270 тыс. человек подписали в интернете протестную петицию, однако пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил журналистам: "Указ президента обязателен к исполнению", - и выразил сомнения в подлинности подписей россиян.
"В четверг российское правительство "жестко наехало" на сыр, - рассказывает Томас Гроув читателям The Wall Street Journal. - Годовщина запрета на продукцию западного сельского хозяйства ознаменовалась парадом пищевого национализма. По государственному телевидению показали, как бульдозер ездит по груде ярко-желтых головок сыра".
Власти также пригрозили спалить испанскую ветчину и вывалить польские яблоки на ближайшую свалку.
Кремль защищает "антисанкции", уверяя, что они помогут России в развитии собственного сельского хозяйства и поспособствуют продвижению отечественных продуктов, которым зарождающийся российский средний класс зачастую предпочитает такие символы статуса, как сыр грюйер и мясные деликатесы из Италии, говорится в статье.
Российский министр сельского хозяйства Александр Ткачев сказал, что распространение запрещенных продуктов играет на руку черному рынку и что это продукция сомнительного качества. "Мы не можем позволить, чтобы эти продукты поставлялись в наши магазины, сети и так далее, то есть рисковать здоровьем наших сограждан", - цитирует издание.
Хотя большинство россиян поддерживает жесткий антизападный курс властей, в случае с уничтожением продуктов Путин наталкивается на недовольство - не только необычайно сильное, но к тому же необычайно массовое, свидетельствует московский корреспондент Der Spiegel Беньямин Биддер.
Пару лет назад продукты в огонь кидали сомалийские боевики - по причине их иностранного происхождения. Недавно то же самое с упаковками гуманитарной помощи из США проделывало "Исламское государство". При этом показательное публичное уничтожение продуктов не ведет к росту рейтингов нигде. Почему же Кремль пошел на риск? - спрашивает автор.
По его мнению, "Москва жжет продукты, потому что иначе сами жадные чиновники их перепродают. Ведь до сих пор западные продукты продолжали поступать в московские супермаркеты".
"Москва не в состоянии цивилизованными способами обеспечить запрет на ввоз импортных товаров через свою границу, - полагает журналист. - Радикальные меры маскируют слабость системы. Государство, которое при Путине как будто бы очень сильно укрепилось, демонстрирует признаки несостоятельности".
Источник: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года. Материалы подготовлены на основе информации открытых источников
При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции