Депардье сыграл «своего» Григория Ефимовича — провидца, мистика, монаха, гуляку, пьяницу, дебошира. В трактовке образа для него важны две вещи. Во-первых, его герой «воплощает русскую душу» и всю российскую историю, а во-вторых, он, Депардье, и есть Распутин.
Наша эпоха имеет своих Распутиных, убежден Депардье. Их можно найти и в России, и во Франции. Однажды скажут, что Доминик Стросс-Кан — это тоже Распутин.
Образ старца Депардье в немалой мере удался. И даже если внешне он далек от оригинала, магия большого актера и его необузданный темперамент впечатление производят. По воле сценариста остальные актеры — Владимир Машков (Николай II), Фанни Ардан (императрица Александра Федоровна), Филипп Янковский (Феликс Юсупов), Анна Михалкова (Анна Вырубова) — оказались на втором плане.
Именно Жерара можно считать одним из главных создателей этой российско-французской картины. Он сумел сделать своим союзником Владимира Путина и с его помощью преодолеть препятствия, казавшиеся непреодолимыми.
Режиссера фильма Жозе Дайян, после неожиданного отказа другого постановщика, «катапультировали» на съемки всего за две недели до их начала. И она сняла картину за 26 дней.
Лента начинается с расстрела царской семьи. Убийца снимает с шеи царицы медальон, в котором спрятана фотография Распутина. К сожалению, режиссеру не удалось избежать общих мест, без которых не обходится ни один иностранный фильм о России, — березки, церкви, тройки, цыгане, пьяные кутежи…
Фильм рассчитан скорее на французскую публику. Депардье–Распутин пьет водку и мадеру прямо из бутылки. Напившись, пляшет как медведь. Спасает царевича и лечит других больных, добивается от царицы смены премьер-министра и резвится с дамами.
Непосвященный в детали русской истории зритель узнает, в частности, о гомосексуальных наклонностях князя Юсупова и о его гипотетическом «романе» с великим князем Дмитрием — другим убийцей Распутина.
Французская критика, посмотревшая фильм до телепремьеры, по-разному оценила «Распутина».
— Все актеры просто великолепны, — восхищается известный публицист Жан Даниэль, — особенно исполнители ролей царя и убийцы Распутина, но Депардье затмевает всех. Он может все. Когда не хватает знаний, помогает интуиция. Жерар — гений!
Напротив, рецензент еженедельника «Экспресс» считает фильм старомодным, банальным и неудачным. Другие критики утверждают: кого бы ни играл Жерар — графа Монте-Кристо, Родена, Бальзака, Дантона или Распутина — мы всегда видим в первую очередь самого Депардье.
Как бы там ни было, сегодня Депардье чрезвычайно увлечен Россией, которую впервые посетил в разгар перестройки вместе с Марчелло Мастроянни. Для него наша страна — это «огромное пространство, целый мир между Востоком и Западом». В бесчисленных интервью он цитирует классиков — от Пушкина до Достоевского и даже Маяковского.
— Я чувствую себя совершенно русским, — объявил он накануне премьеры «Распутин». — Правда, порой это совсем не просто. Русские люди очень трогательные, но понять их бывает невозможно. Они могут тебя безумно любить, а потом вдруг предать, — откровенничает актер.
Депардье считает, что Распутин — это только начало его русского цикла. За ним последуют другие роли и другие экранизации — «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Капитанская дочка».
В России фильм «Распутин» выйдет на киноэкраны в марте 2012 года. В том же году должны начаться и съемки нового «Распутина», роль которого исполнит другая французская звезда — Жан Рено.