Выдающийся режиссер Анатолий Васильев, последние годы живший в Париже, возвращается в Москву и приступает к работе - исследовательской и педагогической - в Студии на Поварской. Перед отлетом в российскую столицу Анатолий Васильев ответил на вопросы парижского корреспондента «Известий».
С каким настроением ты едешь в Москву?
- Как всегда – без всякого настроения. Я просто работаю, и все. Я был в добровольном изгнании. Это случилось по злой воле разных людей, но не думаю, что по вине самого мэра Лужкова. Я ему признателен за то, что он сделал для меня. Самая неверная позиция заключается в том, чтобы на зло отвечать злом и жаждать реванша. Я принял обстоятельства такими, какие они есть.
В конце концов, справедливость восторжествовала?
- Так говорить неправильно. Восторжествовал сам факт живой жизни театра.
Ты отсутствовал в Москве шесть лет. В столице многое изменилось…
- Моя публичная деятельность связана с образованием, с педагогикой, с лабораторией, с тем, что касается не кроны дерева, а его корней. То, что будет основано мной в Москве, будет называться «Кафедра лабораторных исследований теории и техник театра». Это будет школа-лаборатория – как продолжение школы драматического искусства. Это уникальный случай в истории русской культуры, когда создается некая институция, посвященная исследованию теории и практики театра.
Кто будет заниматься в твоей лаборатории?
- В школе-лаборатории будут преподавать и учиться русские и европейцы. Из важных будущих программ можно назвать «Вербальные техники театра», «Вербальный и метафизический театр: драма и трагедия», «Педагогика для педагогов», «Образовательные курсы для актеров и режиссеров периферии». Пока разработана стратегия, но не тактика.
"Серсо" на память Парижу
Накануне отъезда на Родину Анатолий Васильев провел презентацию фильма «Серсо» - заснятого на видеопленку культового спектакля, который в середине 1980-х годов шел на Малой сцене Театра на Таганке. В постановке по пьесе Виктора Славкина заняты Людмила Полякова, Наталья Андрейченко, Альберт Филозов, Алексей Петренко, Юрий Гребенщиков, Дмитрий Щербаков, Борис Романов.
- Фильм я восстановил из архивных руин и, пользуясь цифровой техникой, сложил как мозаику, - рассказал на презентации режиссер. - Работа над «Серсо» еще не закончена. Предстоит продолжить реставрацию пленки и звука.
«Серсо» – спектакль о поколении 40-летних – имел невероятный успех во всей Европе. «Хочется тряхнуть стариной и поставить что-нибудь в театре», - сказал как-то Федерико Феллини, посмотрев васильевскую постановку в Риме.
Фильм «Серсо» – первый проект Фонда Анатолия Васильева, который имеет целью возвращение театральных ценностей и станет связующим «мостом» для нынешнего поколения молодежи. Фонд находится в Москве и пользуется поддержкой нескольких российских меценатов.
- Благодарю Юрия Любимова, который дал возможность поставить «Серсо» в его театре, – рассказал «Известиям» Анатолий Васильев. – Его же неблагодарные актеры совершили хамский поступок – изгнали из театра на Таганке режиссера, который открыл им путь. Нет, Любимов не остался без войска. Он сам по себе великий воин!
Во Францию Анатолий Васильев уехал в 2006 году после того, как тогдашние московские власти отобрали у него здание Театра на Поварской. В Париже, в театре «Одеон», он поставил с Валери Древиль и Станисласом Норде спектакль «Тереза-философ» – эротическую притчу по книге маркиза Буайе д'Аржанса.
В лионском театральном институте «ЭНСАТТ» после четырех лет работы выпустил собственный режиссерский курс, с которым на фестивале в Авиньоне показал программы «Платон/Магритт» и «Версальский экспромт» Мольера. Кроме того, в Греции Васильев поставил «Медею» Еврипида в знаменитом Эпидавре, а в Венгрии – спектакль «Целые дни напролет под деревьями» по пьесе Маргерит Дюрас с великой венгерской актрисой Мари Тёречек.
После Лиона он начал трехгодичный проект «Педагогика для педагогов» в Венеции, вел занятия в Париже (был художественным руководителем «Чеховских вечеров» – шести спектаклей своих учеников-режиссеров по рассказам Чехова; премьера прошла на Монмартре, в театре «Аталанта»), а также начал рассчитанное на долгую перспективу сотрудничество с Центром Гротовского во Вроцлаве. Только за последний год он провел стажи в Париже (АРТА) и Порто (Национальный театр Португалии), читал лекции в Швеции и Бразилии.