«Чувствовалось, что накопилось у всех»
Читатель по имени Алексей приехал за полтора часа до отпевания, но очередь была уже такой длинной, что ему пришлось 23 минуты идти вдоль нее, чтобы наконец добраться до хвоста. Он оказался примерно в километре от храма и стоял в очереди, понимая, что внутрь ему не попасть.
«При приближении к храму стали возникать народные мемориалы в виде цветов и свечей. Кто-то очень мило слепил ангела [из снега]. А когда пришли к храму, то там было народное отпевание. Народ пел церковные песни, и из опрокинутых ограждений сделали народный мемориал», — рассказал Алексей Би-би-си.
Он обратил внимание, что на территории храма и вокруг нее как будто специально не было урн, но люди все равно не выкидывали мусор под ноги, а аккуратно ставили, например, пластиковые бутылки вдоль стены. Ему запомнился стенд «Выборы», вдоль которого шла очередь. На стенде, «словно с издевкой», не было ни одной листовки.
«Один мужчина вышел из подъезда и закричал, что если бы ему дали пулемет, то нас бы не было», — вспомнил Алексей. В очереди над мужчиной посмеялись. Через некоторое время местный житель вернулся обратно к подъезду, но уже более спокойный и с пакетом из алкогольного магазина «Красное и белое».
«Я видела момент, когда вынесли гроб, — рассказала читательница Александра. — Перед этим начали звонить колокола, в этот момент все затихли, перестали скандировать. Многие плакали. Затем вынесли гроб под аплодисменты».
Александра шла на кладбище вместе с толпой, в которой скандировали «Навальный», «Россия будет свободной», «Путин — убийца».
«Чувствовалось, что накопилось у всех. Давно не было легальной возможности собрать столько тысяч людей и покричать», — заметила она.
Оппозиционных митингов в Москве не было с первых дней войны, а по-настоящему массовых шествий — с весны 2021 года, когда Навальный голодал в заключении, а люди требовали допустить к нему врачей. Так что главное чувство, которое описывают люди — осознание, что они не одни и есть еще много людей, которые чувствуют то же самое.
Что говорят люди на похоронах Навального
Страх и единение
Впервые за два года люди обнаружили себя рядом с огромной толпой единомышленников.
«Ехала на метро с двумя пересадками, с первого поезда вместе с незнакомым человеком. По цветам в его руках и по настроению поняла, что нам по пути, — рассказала наша читательница Дарья. — Потом таких людей становилось всё больше. В последнем поезде практически все были с цветами и вышли в Марьино». Это молчаливое взаимопонимание с попутчиками тронуло ее до слез, призналась Дарья.
Алина приехала в Марьино несмотря на то, что она на восьмом месяце беременности. «У всех цветочных магазинов, что мы видели, на улице стояли очереди, вокруг храма уже была толпа. Толпа пришедших проститься — это самое утешительное, что я видела с того самого чёрного дня 16 февраля. Хочется обнять каждого», — призналась она.
Еще один читатель (он попросил не называть его имени) рассказал, что при виде тысяч людей в очереди он испытал «радость от осознания того, что ты не один». «Помню, даже один «космонавт», стоя с дубинкой, сказал шепотом бабушке: «Я все понимаю. Я тоже здесь стою вместе с вами». Не знаю, конечно, как воспринимать его слова, но это лишь укрепило осознание того, что даже он понимает, что Россия будет свободной, — написал он. — Спасибо всем за возможность лишний раз пройтись бок о бок со свободными, умными, красивыми, добрыми людьми».
«Да, это непостижимо грустный день, но я не хочу лицемерить, мне было на душе светло! — написала Ксения. — Мне было приятно увидеть, как нас много, я знаю, нас было бы еще больше, если бы режим не выдавил чудесных людей из России».
Она заметила, что собравшиеся были внимательны друг к другу: «кто-то оступился на лестнице, его подхватили, кто-то не мог пройти через глубокую лужу, его подождали и пропустили».
Другие люди писали о страхе: одна женщина, попросившая об анонимности, призналась, что пыталась останавливать скандирования, «чтобы не превратилось все в митинг», потому что участвовать в митинге ей страшно. Другая призналась, что вовсе не пошла на прощание с Навальным как раз из-за страха: «Потому что есть страх, животный страх за себя, близких. Это противное чувство — быть пассивным свидетелем беззакония, произвола».
«Мне было приятно, что я не побоялась и хоть что-то сделала, и вы не бойтесь! — заключила свое сообщение читательница Ксения. — Страшно только в первый раз! А потом ты уже не можешь не пойти. Моя совесть спокойна, я отдала дань Алексею, он нас опять всех собрал и показал, как нас много».
Похороны Навального Алексея. Почему прятали гроб?