January 27, 2025
ukraine support 1 ukraine support 2

Версии экспертов: кто и как мог сбить малайзийский самолёт над Украиной?

8890
После первых сообщений о крушении малайзийского Боинга на территории Украины в прессе появились предположения, что самолёт мог быть сбит ракетными комплексами «Бук». АиФ.ru узнал у экспертов, возможно ли это, что даст расшифровка чёрных ящиков и когда появятся первые официальные данные о причинах катастрофы.
Как могли сбить малайзийский Боинг?

Эксперты уверены: сбить самолёт могли как с земли, так и с воздуха, при помощи ракет или пушечного вооружения.

«Сбить самолёт на высоте более 10 километров, летящий со скоростью 0,8 маха (около 700-800 км/ч) — довольно непростая задача. Никакие переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) на это не способны. Ракетные комплексы "Бук", при помощи которых, по мнению украинской стороны, и был сбит самолёт, есть как у Украины, так и у России. Однако, по моему мнению, сбить самолёт, летящий на такой высоте, с территории России при помощи этого комплекса практически невозможно. Дело в том, что брать радиус действия "Бука" и отмерять его от места сбитого Боинга не вполне правомерно: этот комплекс хорошо работает по целям, летящим на высоте до 7 километров. Значит, самолёт на высоте более 10 километров — предел его возможностей, и это значительно снижает эффективный радиус действия», — считает Владимир Карнозов, аналитик содружества авиационных экспертов Aviation EXplorer.

Могли ли ополченцы сбить самолёт?

По мнению Владимира Карнозова, ополченцы использовать комплекс «Бук» не могли: даже если предположить, что он был захвачен как трофей, для того, чтобы навести его на цель, необходим обученный экипаж. Комплексы «Бук» всегда работают в группе из 3–5 машин, причём должна быть также командная машина с РЛС, которая будет наводить ракеты на цель. «Отдельно взятый комплекс в руках не умеющих с ним обращаться людей не имеет никакой ценности — нужно понимать, что эта система ПВО предназначена не для партизанских действий, а для ведения полномасштабной войны, когда в небе не летают гражданские самолёты», — считает Карнозов. Что касается того, что Боинг мог якобы сбить самолёт Су-25, то теоретически это действительно возможно, но на практике требует огромного мастерства лётчика и, опять же, хорошей системы РЛС. Этот самолёт создавался для работы по наземным целям, а не для перехвата воздушных, и поэтому довольно странно использовать его таким образом.

Что даст расшифровка «чёрных ящиков»?

«В пассажирских самолётах установлена система, которая предупреждает пилота о том, что лайнер вошёл в зону действия военных РЛС. В этом случае пилот обязан связаться с диспетчером и сообщить об этом. Диспетчер, в свою очередь, должен скорректировать курс. Что касается систем "воздух-воздух", то и здесь эта система должна сработать в случае, если по самолёту стреляют ракетами. Однако эта система не покажет ничего, если по Боингу стреляли из пушечного вооружения, которое в том числе устанавливается на современные боевые самолёты. При применении такого оружия по гражданскому самолёту последний буквально рассыпается на части. Если огонь вёлся по кабине пилотов, то они могли погибнуть, не успев понять, что происходит. В таком случае чёрные ящики могут ничего не рассказать о причинах трагедии. С другой стороны, выяснить причину аварии можно будет по данным о том, какие системы управления самолёта отказали в первую очередь», — рассказал АиФ.ru пожелавший остаться неизвестным сотрудник министерства обороны РФ. Также узнать, что самолёт был сбит при помощи ракеты, можно по её обломкам на месте катастрофы и остаткам взрывчатого вещества и сообщений очевидцев. Помимо этого, зафиксировать пуск ракеты могли военные спутники, которые пролетали в данный момент над этой территорией.

Был ли пуск ракеты?

По мнению Владимира Карнозова, нельзя исключать и то, что самолёт мог упасть по причинам, не имеющим никакого отношения к событиям на Украине: «За короткое время катастрофу терпит уже второй малайзийский самолет, а значит, исключать версию теракта, связанного с внутренней политикой малазйийских властей, нельзя».

По мнению Олега Пантелеева, главы аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт», строить какие-то предположения до официального заключения комиссии не вполне правомерно. «Говорить о том, что самолёт был сбит, можно будет только после того, как будут расшифрованы записи чёрных ящиков и сделаны первые официальные заявления комиссии, которая будет работать на месте происшествия».
Когда станут известны первые результаты расследования

«По моему опыту, после того, как комиссия прибывает на место происшествия и начинает работать, проходит минимум две недели до первых официальных заявлений о причинах катастрофы, а первые сведения могут начать просачиваться в прессу уже через несколько дней. В то же время, бывают случаи, когда о причинах катастрофы спустя даже несколько месяцев приходится только догадываться. Например — после крушения предыдущего малайзийского лайнера», — рассказал Олег Пантелеев.


Кирилл Яблочкин limk2
Rate this item
(1 Vote)
Last modified on Sunday, 20 July 2014 00:46
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Add comment

Submit
0
Shares