Однако многие русские связывают будущее своей страны все-таки с Западом. "После 1991 года желание стать частью западного мира росло и крепло. Люди хотели распрощаться с самоизоляцией и наследием холодной войны. Но после бомбардировок Белграда и войны в Ираке антизападные настроения снова стали набирать популярность", - отмечает философ, указывая при этом на то, что жители России продолжают стремиться к западным стандартам жизни и разделять западные ценности. Исключение составляет такое понятие, как свобода личности. "Русским, как и прежде, внушают, что благополучие страны стоит выше потребностей индивидуума. Нужно быть в первую очередь патриотом, поскольку Россия якобы снова взята в плотное вражеское кольцо", - замечает Александр Ципко.
По мнению московского философа, идея существования особой русской цивилизации и морали, превосходящих западные, не особо вписывается в христианские каноны, да и не соответствует действительности. В этой идее - о которой любят рассуждать Владимир Путин и глава РПЦ Патриарх Кирилл - можно разглядеть элементы расизма.
"России не хватает реального взгляда на вещи. (...) Распределение богатств становится более важным, чем их производство. Страна не в состоянии проанализировать причины того бедственного положения, в котором оказалась. Русские традиционно ищут ошибки у других, а не у самих себя. В свое время этим воспользовались в 1917 году большевики. Революция стала скорее воплощением желания разрушать, нежели стремления к свободе. Современные русские разочарованы тем, что быстрого вливания в Европу не получилось. И предпочитают просто изменить свое отношение к тому миру, который напоминает им об их собственных недостатках. (...) В этой же связи можно говорить и об отношении к своей собственной истории. Так, РПЦ, к примеру, не хочет, чтобы русские узнали больше о преступлениях сталинизма".
"В течение 70 лет нас отучали брать на себя ответственность. И пока цена на нефть была высокой, все думали, что государству необходимо всего лишь распределить богатство - самим делать ничего не надо. Послевоенная Германия была восстановлена средним классом, в Японии произошло то же самое. В России его до сих пор по-настоящему не сформировалось", - считает Ципко.
Философ, стоящий у истоков перестройки, говорит о том, что в то время он верил, что русские воспользуются новыми свободами. "Но уже при Ельцине была упущена возможность создания стабильных демократических институтов. Государство оказалось в руках чокнутых патриотов, мыслящих категориями войны. Им удалось создать своего рода стабильность, но они ведут войну против Украины и требуют, чтобы русские были готовы умереть за честь России. Честь должна опираться не на танки, а на обоюдное уважение и единые ценности".
"Большой глупостью" называет Александр Ципко утверждение о том, что "невозможно и вернуть себе весомую геополитическую роль, и навести порядок внутри страны". "Министр иностранных дел Лавров требует затянуть пояса. Но США в экономическом плане в 14 раз сильнее России", - говорит философ.
"Раньше мы хотели показать всему миру, как нужно строить коммунизм. Сегодня мы говорим: Бог создал нас, чтобы мы выстроили антизападный мир, в котором честь, национальное достоинство и мужество снова станут наивысшими ценностями и в котором снова все заговорят о России. Но мы ничего значимого так и не создали, никто в мире не говорит о достижениях России", - отмечает философ.
Отвечая на вопрос корреспондента о том, что принесла России война на Украине, кроме аннексии Крыма, Ципко указывает на то, что количество недругов у России только выросло. "На периферии у России лишь враги. Это и Польша, которая в отличие от России не забыла четвертого разделения страны при Сталине. Это и страны Балтии, значительная часть интеллигенции которых после присоединения к России в 1940 году либо погибла, либо была депортирована в Сибирь. Теперь это Украина. И даже Турция теперь настроена против России".
Очередным мифом московский философ называет и так называемый "русский мир". Многие русские гибнут на Донбассе, якобы спасая Россию. Виновной в этом Ципко называет пропаганду в телеэфире, героизирующую Донбасс.
При этом, по словам Ципко, "проблема не в Путине, а русской политической культуре и нашей политической системе. Ее создал не Путин, она просто соответствует нашей традиции: власть в России всегда была неограниченной".
Путин, продолжает философ, принадлежит к типу людей, описанных в свое время Достоевским. В них болезненная любовь к себе объединяется с готовностью сжечь все дотла. "Запад не учел особенности психики Путина. Путин воспринимает многое как личную обиду - это активизирует его комплексы. Трагедия заключается в том, что человечество попало в зависимость от реакции этого человека на вызовы, брошенные Западом".
Начало тысячелетия принесло с собой стабильность, благосостояние росло, контакты с Западом наладились - люди в России были довольны. "В одно мгновение все это было разрушено, налицо самоизоляция и военный психоз. Нам стоит к этому относиться серьезно", - резюмирует Ципко.
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире