May 05, 2024
ukraine support 1 ukraine support 2
Праздник Ханука Праздник Ханука Значение и История
Ханука — национальный еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Второго иудейского Храма после победы евреев над греками в 164 году до н. э.
Празднование Хануки длится восемь дней и начинается двадцать пятого кислева (8 декабря по григорианскому календарю)

Накануне первого дня Хануки и в течение последующих восьми дней принято зажигать ханукальный светильник, который является символом веры во Всевышнего и свидетельствует о чуде, случившемся много веков назад.

Значение праздника Ханука

История гласит, что греческие цари издали указы, запрещающие веру Израиля, и не позволяли евреям изучать Тору или исполнять заповеди. Второй иудейский Храм был местом языческого поклонения греков в течение трех лет, и только после победы еврейского военачальника Иуды Маккавея над армией греков, храм вновь стал принадлежать еврейскому народу.  По легенде, в храме нашелся только один кувшин неоскверненного масла для светильника, которого должно было хватить только на один день. Но оно горело в храмовых светильниках восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло. Мудрецы того поколения решили сделать эти восемь дней (начинающиеся двадцать пятого Кислева) днями радости и прославления всевышнего и постановили каждый вечер зажигать светильники у входа в дом, чтобы открыто свидетельствовать о чуде. Название Ханука означает «торжественное открытие». Имеется в виду тот день, когда Храм был открыт после трех лет осквернения.

Другое объяснение названия праздника связано  с тем, что слово ханука можно разбить на две части: хану («достигли покоя») и «каф» «хей». Эти части представляют собой буквенную запись числа 25, то есть 25 го числа еврейского месяца кислев  победители действительно отдохнули от сражения с врагом.

Традиция зажигать огни на Хануку

Считается, что в дни празднования Хануки в доме каждого еврея должна гореть ханукия- специальный подсвечник с восемью светильниками, наполненный очищенным оливковым маслом. В таком случае светильник дает ясный, чистый свет и напоминает о светильниках, стоявших в Храме, в которых тоже горело оливковое масло.

В первый праздничный вечер зажигают один светильник, во второй — два и так далее справа налево, так что в восьмой вечер зажигают все восемь светильников. Этот порядок установлен, чтобы напомнить евреям, что каждый новый светильник драгоценнее предыдущего, так как напоминает о чуде, становившемся все более явным и значительным с каждым днем. Светильники должны располагаться на одной линии и иметь одинаковую высоту. Между светильниками должно быть достаточное расстояние, чтобы каждый из них горел отдельно, пламя их не сливалось и жар одной свечи не оплавлял другую. Зажигают ханукальные светильники после появления первых звезд, и горят они не менее получаса.

В синагогах во время празднования Хануки читается молитва «Галлель», и тоже зажигают ханукальные огни, чтобы шире распространить известие о чуде, случившемся много веков назад. Запрета на работу в эти дни нет, однако согласно древним традициям, женщины во время горения ханукальных свечей не должны работать.

Обычаи праздника Ханука

Ханука — светлый и радостный праздник, и считается, что это не время для поста или оплакивания умерших. И хотя в Хануку не обязательно устраивать праздничную трапезу, большинство евреев все-таки старается в эти дни садиться за стол в праздничной обстановке, беседовать о Торе и рассказывать о чудесах этого праздника. В сефардских общинах Иерусалима устраивают в дни Хануки многолюдные застолья, одна из задач которых — мирить людей, поссорившихся между собой. Традиционные для этих дней блюда: картофельные оладьи, латкес и пончики с вареньем суфгания.

Существует обычай в это время давать детям «ханукальные деньги» и играть в специальный четырехгранный волчок —  свивон, на гранях которого начертаны еврейские буквы нун, гимел, гэй и пэй. Это первые буквы слов фразы «Великое чудо произошло здесь». Игра в свивон была придумана для того, чтобы даже самые маленькие дети задумались о чуде Хануки. Вообще, в дни праздника особое внимание уделяется обучению детей Торе, для чего во многих общинах устраиваются детские и юношеские мероприятия.

Праздник Хануки

Этот восьмидневный праздник начинается двадцать пятого Кислева. Вечером — накануне первого дня Хануки — начинают зажигать ханукальный светильник и зажигают его каждый вечер в течение восьми дней.

Что такое Ханука?

Ханукальный подсвечник — «Ханукия» — каждый день зажигают на одну свечу больше.

Наши наставники учили: «25-е Кислева — начало восьми дней Хануки. В эти дни не оплакивают умерших и не постятся.

Когда греки захватили Храм, они осквернили все масло для светильника. После победы Хашмонаев они искали масло и нашли только один кувшин, запечатанный печатью первосвященника. В нем было масла лишь на один день, но произошло чудо, и оно горело восемь дней. На следующий год в эти дни был установлен праздник благодарения и прославления Вс-вышнего.»

«Во времена Второго Храма греческие цари издали злодейские указы, запрещающие веру Израиля, не позволяли изучать Тору и исполнять заповеди. Они грабили евреев и преследовали их, ворвались в Храм и осквернили его чистоту. Они жестоко притесняли Израиль, пока Вс-вышний не спас его от преследований. Тогда усилились Хашмонаи, семейство первосвященников, и спасли Израиль от врагов и поставили царя из священников. После этого на двести лет Израиль стал независимым — вплоть до гибели Второго Храма.

Когда Израиль победил и уничтожил своих врагов, был двадцать пятый день месяца Кислев. Вступившие в Храм нашли только один кувшин чистого масла для светильника, которого могло хватить только на один день. Но оно горело в храмовых светильниках восемь дней, пока не было приготовлено новое чистое масло.»

Когда зажигают Ханукальные свечи

Ханукальные светильники зажигают после появления первых звезд. Однако если это время было по каким-то причинам пропущено, их можно зажечь на протяжении всей ночи, пока члены семьи не спят.

Тот, кто не смог зажечь светильники, пока члены его семьи бодрствовали, зажигает их, когда они спят, но без благословения. Тот, кто не успел зажечь их до рассвета, уже не должен зажигать их в этот день.

За полчаса до зажигания свечей нельзя есть и пить опьяняющие напитки, а после появления первых звезд, то есть когда уже можно зажигать свечи, запрещается даже учить Тору до тех пор, пока не будет исполнена заповедь. Сразу после появления звезд нужно произнести вечернюю молитву Маарив и тотчас после этого зажечь ханукальные огни. В Иерусалиме многие придерживаются обычая Виленского гаона рабби Элиягу и зажигают светильники сразу же после захода солнца, еще до молитвы.

Светильники должны гореть не меньше получаса после выхода звезд. Поэтому необходимо заранее заправить их соответствующим количеством масла. Те, кто зажигают светильники раньше, сразу после захода солнца, должны позаботиться, чтобы они горели не меньше пятидесяти минут, то есть чтобы после появления звезд оставалось масла хотя бы полчаса.

Если масла не хватило на полчаса, его не следут добавлять, ибо заповедь все равно не будет считаться выполненной. Нужно погасить все светильники, заправить их и зажечь заново.

Если масла налито вдоволь, через полчаса светильники можно погасить, чтобы сохранить масло назавтра или воспользоваться им для других нужд. Все это — лишь при условии, что так было намечено поступить заранее. Но если с самого начала не была обусловлена возможность его использования в других целях, остаток масла и фитиля (не использованный при зажигании светильника в последний день праздника) можно только сжечь, устроив из них костер.

Все время, пока ханукальный светильник горит, даже если обязательные полчаса уже прошли, его нельзя использовать для освещения и переносить с места на место. Сначала надо погасить огонь, а потом зажечь его снова, уже для будничных нужд.

В канун субботы зажигают сначала ханукальные светильники, а затем субботние. Это происходит задолго до захода солнца, поэтому необходимо залить в светильники побольше масла, чтобы после появления звезд они горели хотя бы полчаса.

На исходе субботы вначале совершают Гавдалу над вином, и лишь затем зажигают ханукальные огни. Однако существует и противоположный обычай, и каждый должен следовать тому, который принят у него в общине. У сефардских евреев принято в синагоге зажигать ханукальные огни до Гавдалы, а дома — наоборот.

Rate this item
(1 Vote)
Last modified on Sunday, 09 December 2012 05:21
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Нас читают

0
Shares