Home » Новости обо всём » Театру нужны честные выборы

Театру нужны честные выборы

0 comments
«Театру нужны честные выборы»

Директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб рассказал обозревателю «Известий», почему театр должен быть остросоциальным и работать на конкурсной основе.

 

В этом сезоне «Балтийский дом» отмечает 20-летие. Его предшественнику, Театру им. Ленинского комсомола — 75-лет. С какими мыслями и настроениями празднуете сразу две юбилейные даты? 

— Меня сегодня беспокоят три проблемы. Первая, и главная — каким должен быть театр. Мы все тщетно пытаемся придумать некую общую модель, но это большая ошибка. Истина, мне кажется, в том, что театры должны быть разные: во главе одного должен стоять худрук, во главе другого — директор. Есть театры, где основная созидательная энергия исходит от творческой единицы, и есть коллективы, в которых работают иные механизмы и способы организации театрального дела. То же касается и разнообразия способов формирования труппы по принципу срочных или бессрочных контрактов. Театр — это живой, изменчивый организм, а служба в нем — это дисциплина, соблюдать которую готовы не все. Кто-то предпочитает стабильность и социальную защиту, кто-то — свободу.

 

А вторая проблема?

— Ее обсуждали на шестом съезде Союза театральных деятелей, который прошел в Москве в октябре: зачем сегодня вообще нужны театры. Востребован ли театр как художественный и общественный элемент? Я, например, понимаю, для чего нужна скорая помощь и за что платят медсестре. А почему нужно платить театрам? Без врачей заболеешь — и помрешь, а без артистов худо-бедно, но все-таки можно прожить.

 

Но разве искусство не отвечает за нравственное здоровье общества?

— Ну, образование тоже за это в ответе. А именно люди театра должны постоянно отвечать на вопрос: кому мы нужны кроме самих себя? Знаете, есть старый пример: фабрика сто лет делает калоши, которые давно уже никто не покупает, но работникам нравится процесс.

 

Вы готовы предложить театрам способ доказать свою состоятельность?

— Говорите с людьми на темы, которые их действительно волнуют! Мне в этом плане всегда был близок злободневный политический театр. Когда я в советское время работал завлитом, мы «пробивали» проблемные пьесы Разумовской, Гельмана, Шатрова, Арбузова, Вампилова. Сегодня западный театр все больше поворачивается к остросоциальным проблемам, к тому, что происходит за окном, что касается каждого. Я давно и с большим нетерпением жду появления достойной современной пьесы, которая отражает и объясняет наши, отечественные реалии.

 

Из неназванных проблем осталась...

— ...Проблема лидерства. Она останется актуальной для любого театра до тех пор, пока в нем не появится настоящий лидер, который будет приходить на работу с утра и уходить поздно вечером, и даже ставить в своем кабинете раскладушку на ночь. Наше театральное сообщество с ностальгией говорит сейчас об утраченном бренде русского репертуарного театра, о сбитой системе координат. В советское время, при всех плюсах и минусах, в театрах было главное: ощущение одной большой театральной семьи, или «коммунальной кухни», где друг друга подчас ненавидели, но последний рубль готовы были отдать.


Откуда же взяться такому лидеру и такой атмосфере сегодня? 

— Я бы предложил заключать срочные контракты с главными режиссерами, худруками и директорами. Так работают в Европе, и в этом есть рациональное зерно. Нам тоже стоит практиковать регулярную сменяемость театрального руководства. Но решать, кого снять, а кого назначить, когда и почему, должна не правительственная комиссия, и не театральные критики. Мои педагоги учили, что театральный критик не имеет права входить в театр со служебного входа, дабы не поддаться соблазну пытаться «вершить судьбы» театров и избежать излишней предвзятости в оценке театральной «продукции». Я — за объективный механизм обновления руководства театров. Причем, на конкурсной основе.

 

Конкурс в театре — это как?

— Пусть кандидаты приходят в театр каждый со своей программой — внятной, четко изложенной, по пунктам обоснованной — и соревнуются, чья лучше. В комиссию должны входить представители труппы и учредителей театра, авторитетные люди в мире искусства. Это даст каждому театру возможность регулярно «обновлять кровь», скажем, раз в пять лет. При одном непременном условии: предоставить каждому руководителю право формировать собственную команду, административную и творческую, и тоже по конкурсу. Но, подчеркиваю, это один из возможных вариантов.

 

В «Балтийском доме» уже готовы на такое пойти?

— Если завтра в нашем театре объявят конкурс, я, во-первых, подумаю, стоит ли мне в нем участвовать. Я все-таки уже 15 лет театром руковожу, а это довольно тяжелый труд. Во-вторых, если кто-нибудь предложит нам действительно яркую и интересную программу, позволяющую сохранить все то хорошее, что мы создали, то очень может быть, что я даже поаплодирую этому человеку. Я же понимаю, что ничего вечного не бывает, и долгое сидение на одном месте не способствует прогрессу. Наверное, мне будет немного обидно. Но этот путь правильный. Новая энергия и честные выборы — вот что нужно театру!

Russia House News

Russia House News

Газета издаётся в США с 1992 года.

Материалы подготовлены на основе информации открытых источников

Наш адрес: 1185 Grimes Bridge Rd. Suite 200, Roswell, GA 30075

Phone: (770) 643-7997         Fax: (770) 643-7996


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

    Related items (by tag)

    Add comment

    На сайте строго запрещено:


    1) сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения
    2) оскорбление и угрозы в адрес посетителей сайта
    3) в комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь, спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи

    Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.

    В случае нарушения - удаление всех комментариев пользователя и бан по IP;

    Security code Refresh

    Популярное: Новости обо всём

    Guests

    We have 1343 guests online

    Самое читаемое

    Читать, смотреть,...

    Ларисой Герштейн записан альбом песен Булата Окуджавы в двух дисках на русском и на иврите "Две дороги", а также диск "Кончилось лето" с песнями В. Высоцкого, А. Галича и израильских авторов.

    58 Мудрых и полезных...

    Не откладывай свои планы, если на улице дождь, сильный ветер. Не отказывайся от мечты, если в тебя не верят люди. Нет недостижимых целей - есть высокий коэффициент лени, недостаток смекалки и запас отговорок.

    Умные мысли, мудрые...

    Умение выразить свои мысли не менее важно, чем сами эти мысли, ибо у большинства людей есть слух, который надлежит усладить, и только у немногих – разум, способный судить о сказанном. Филипп Честерфилд

    Почерк и характер

    Почерк. Или еще один способ определить характер 

    Хочешь узнать характер интересующего тебя человека – присмотрись к его почерку… Существует такая занимательная наука, как графология.

    А что Вы знаете про...

    ... что коэффициент смертности в Газе один из самых низких на планете, а коэффициент смертности младенческой (верный признак для определения уровня жизни) ниже, чем в Иране, Египте, Марокко, Турции и лишь чуть-чуть выше, чем в члене ЕС Румынии.

    Стерномантия: Форма...

    Волнующие формы женской груди из покон веков сводят с ума мужчин, зажигая в груди огонь и туманя голову, результатом чего является закономерный поворот их жизни на путь беспрекословного поклонения прекрасному.

    Забытый "чёрный...

    Впервые легенду о Володе-снайпере, или как его еще называли - Якуте я услышал в 95-м. Рассказывали её на разные лады, вместе с легендами о Вечном Танке, девочке-Смерти и прочим армейским фольклором.